Антиквариат Барнаула | Автограф
722-004

Антиквариат Барнаула

Согласно данным «Дубль ГИСа», в Барнауле насчитывается не более 10 антикварных магазинов. Некоторые из указанных уже закрылись или относятся, скорее, к «ювелирке». Более того, при личном общении владельцы ряда магазинов признаются, что их товары не дотягивают до антиквариата в чистом виде. Особенности специфического рынка в Барнауле у местных экспертов выяснял наш коллега из «ПОЛИТСИБРУ» Дарина Белоусова.

Давно забытое старое

Слово «антиквариат» означает «старый» или «древний». Согласно указу президента РФ, под такими вещами понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад. Основными признаками антикварной вещи специалисты считают старость, редкость или уникальность, несерийность, связь с исторической эпохой, невозможность воспроизводства и художественную ценность.

Музей «Мир времени» в Барнауле, при котором есть антикварная лавка, специализируется на давно забытых предметах быта. По словам директора Сергея Корепанова, эти вещи не представляют никакой художественной ценности, но, тем не менее, любопытны для рядовых жителей. «Настоящие антиквары назвали бы экспонаты нашего музея барахлом или стариной», — говорит директор музея.

Антиквар Семен Москвин из магазина «Русская старина», пояснил, что далеко не все вещи, перевалившие за 50 лет, могут считаться антиквариатом.

«Главное, чтобы они имели культурную ценность и вызывали интерес у коллекционеров. Вообще 90 процентов всего антиквариата – конец XIX века», — рассказал эксперт.

Наиболее крупный магазин антиквариата в Барнауле, «История интерьера», открылся 27 апреля. Его владелец Константин Демьянов рассказал, что в магазине представлены как антикварные вещи, возраст которых может превышать даже сто лет, так и новые предметы интерьера.

«Мы ориентируемся не столько на потребности коллекционеров, которые собирают исключительные вещи, а постарались отразить в магазине все, что нужно для интерьера. У нас представлены вещи, которые связаны с историей, и в то же время могут украсить дом. Товары охватывают и XVIII — XIX века, и середину XX века, есть и новые вещи», — рассказал Демьянов.

Барнаульские антиквары – кто они?

По оценкам специалистов, экономический кризис разделил покупателей в Барнауле на две категории. Первая – немногочисленная — это коллекционеры антиквариата со стажем, знающие толк в своем увлечении. К ним относятся люди «старой школы». Они не интересуются интернетом, а привыкли видеть все воочию. В основном старше 40 лет. Главное для них — художественная ценность вещи.

«Экономический кризис не повлиял на интересы истинных ценителей. Многие из них половину жизни посвятили антиквариату. Если предмет запал в душу – стараются на него накопить. Есть еще коллекционеры-перекупщики, которые не только приобретают антиквариат для себя, но и в целях дальнейшей реализации по своим каналам связи», — поделился Москвин.

Вторая категория – люди с достатком выше среднего, покупающие антиквариат в подарок. Владелец «Истории интерьера» говорит, что в его магазине такие люди – не редкость.

«Лето – не самый благоприятный сезон для большого потока покупателей. Вообще антиквариат – специфическая отрасль, которая слабо развита. Это довольно ново для нашего города. Вот в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах уже давно есть такие магазины. Отмечу, что до нас антикварную мебель в Барнауле так широко никто не представлял. Можно даже сказать, что в Сибири второго такого магазина, как мы, нет», — сказал Константин Демьянов.

Антиквар из «Русской старины» отметил, что сегодня один из наиболее популярных товаров среди покупателей — монеты времен раннего СССР, либо царские, кроме эпохи Николая II. Также довольно часто приобретают иконы в ценовом диапазоне от 2000 до 3000 рублей. Наименьшим спросом пользуются такие вещи, как, например, серебряные колокольчики, потому что они мало чем друг от друга отличаются.

В «Истории интерьера» рассказали, что барнаульцы часто покупают картины в подарок близким. «Хоть пока и рано говорить о каких-то выявленных трендах на определенные вещи, эпохи, но уже можно заметить, что люди любят покупать картины. У нас представлены и алтайские, и зарубежные художники, например, из Голландии, Германии, Бельгии, Франции», — рассказал специалист.

Он добавил, что если покупают более дорогие вещи для интерьера, такие как шкафы, то особо интересуются историей их происхождения. «Когда покупатель интересуется, например, шкафом XIX века, то обычно просит рассказать, какая с ним связана история. Тогда мы сразу просим своих партнеров узнать, например, был ли этот шкаф в каком-то имении», — сказал директор магазина.

Есть ли спрос?

Эксперты утверждают, что в последнее время спрос на антиквариат сильно упал. За последние два года в Барнауле закрылось три специализированных магазина.

«На сегодняшний день антиквариат не пользуется большим спросом у населения в связи с экономической ситуацией в стране. Уже год, как рядовые люди, которые покупают его в подарок, перестали появляться в лавочках так часто, как раньше», — отметили в «Русской старине».

Один из местных знатоков рынка, пожелавший остаться анонимным, заметил, что в последнее время барнаульцы все реже заходят в антикварные лавки с целью что-то купить. «Гораздо чаще горожане сдают вещи на реализацию. Им важно получить лишние три тысячи рублей. Конечно, исключение из правила составляют люди с высоким достатком. Но здесь другая проблема: многие из них попросту не разбираются в антиквариате, не могут отличить подделку от оригинала. Такие люди зачастую заказывают вещи через интернет, не боясь рисковать», — сказал эксперт.

Владелец «Истории интерьера» признался, что при открытии магазина руководствовался скорее желанием заниматься любимым делом, а не анализом спроса на рынке.

«Долгое время мы покупали антиквариат для себя, занимались тем, что нравилось. Со всего мира мы привозили что-то интересное. Началось все в 1990-ых с коллекционирования картин и длится до сих пор. Пока мы не строим никаких точных прогнозов насчет спроса в Барнауле. Но рассчитываем на покупателей и из других городов, таких как Новосибирск, Омск, Кемерово. Думаем, что, когда запустим сайт, покупателей станет больше», — сказал Демьянов.

Он добавил, что сейчас пытается понять, что нужно людям. Для этого в магазине представлен достаточно широкий ассортимент: мебель, люстры, скульптура, инструменты для камина, бронза, серебро, иконы и другое.

Что почём?

Цены на антиквариат постоянно меняются. Для того чтобы «быть в теме», нужно успевать мониторить рынок. В кризис покупатель стал очень чувствителен к цене товара. «Сегодня высокая стоимость и претензия на роскошь рискуют вызвать у местного покупателя негативную реакцию и раздражение», — считает директор музея «Мир времени».

«У нас представлены различные лоты, их цены начинаются от 20 рублей (монетки, марки, значки) и могут доходить до 400 тысяч (иконы). Вообще цена далеко не всегда зависит от возраста вещи. На нее влияет уникальность товара, его материалы, условия, в которых он был создан и так далее», — рассказал Семен Москвин из «Русской старины».

Цены в «Истории интерьера» начинаются от 10 рублей (монетки) и доходят до 500 тысяч рублей. Одни из наиболее дорогих антикварных товаров — шкафы. Кстати, вещи на комиссию здесь не принимают, а сразу выкупают у желающих.

В некоторых антикварных магазинах, как в «Русской старине», все же берут вещи на комиссию. «Сейчас сложная ситуация на рынке. Крайне редко бывает так, что я взял на комиссию икону и продал ее на этой же неделе. Она может пролежать и год, и два. Поэтому обычно мы стараемся договориться, что заберем 50% от вырученной за товар суммы. Если с человеком договориться не удается, то мы забираем 10 — 15% от суммы товара», — пояснил работник магазина.

Антиквары также рассказали о том, какие вещи в их магазинах представляют наибольшую ценность.

«Один из самых старых и ценных наших товаров – икона «Успение Пресвятой Богородицы», писаная по золоту. Ей около 300 лет. Я уже и не помню, откуда она у нас появилась, но могу сказать, что она была полностью черная из-за потемневшей олифы. Изображения было совсем не видно. Когда ее очистили, то обнаружилось, что это икона XVII века. То, что эта икона очень старая, можно было понять по способу обработки дерева и ковчежным полям», — поделился антиквар из «Русской старины».

«У нас есть столовый серебряный набор, который был сделан для русского генерала, служившего в Польше. Эти наборы изготавливались с 1902 по 1905 год. Он в идеальном состоянии, как новый. Его почистили, привели в порядок», — рассказал директор «Истории интерьера».

Высока ли конкуренция?

Знатоки рынка подчеркивают, что уровень конкуренции среди магазинов антиквариата в Барнауле достаточно низкий. Каждый из них имеет свою основную специализацию, вид товара, наиболее широко представленный в данном магазине. Например, монеты, иконы, мебель. Более того, владельцы – глубоко увлеченные своим делом люди, для которых антиквариат – дело жизни, а не способ обогатиться.

«У каждого бизнеса есть свой клиент. Мы занимаемся тем, что нам нравится, поэтому о конкуренции и не думаем. Мы плотно сотрудничаем с художниками (покупаем у них картины), с искусствоведами, с работниками музеев, историками и так далее. Так, мы иногда обращаемся к ним за помощью, например, чтобы оценить возраст товара, уточнить его происхождение, составить небольшую историческую справку о нем и так далее», — поделился директор «Истории интерьера».

Он отметил, что на рынке антиквариата сотрудничество, а не конкуренция дает толчок к развитию. Например, магазин в сотрудничестве с опытными реставраторами, историками может предоставлять подробные исторические справки об антиквариате, восстанавливать вещи до необходимого состояния по желанию клиента.

Барнаул далек от европейских стран с их «блошиными рынками», где практически любой рядовой житель без особых усилий и больших затрат может приобрести настоящую антикварную вещь. В то время как опытные европейские дизайнеры давно считают хорошим тоном «оживлять» свои проекты какими-то старинными вещами, жители Барнаула редко идут к «ноткам» старины в интерьере целенаправленно. Поэтому наши антикварные магазины на сегодняшний день вполне удовлетворяют запросы местных покупателей.

Текст и фото: Дарина Белоусова.

politsib.ru

Комментариев нет.

Оставить комментарий