722-004

Бездомные актеры

«Арт-пространство», «Первая театральная студия», театр-студия «Nahaliroh», различные школы театра, а также многочисленные театральные кружки, творческие объединения – все эти начинания – энтузиазм молодых баранульских творческих личностей, мечтающих вывести культуру родного города на новый уровень.

Но, между тем, барнаульские таланты в лице артистов и режиссеров должны ютиться на импровизированных площадках своих театров (которые, кстати, не всегда могут позволить занимать даже экспериментальную сцену под не входящие в репертуар театра постановки), в антикафе, конференц-залах, офисных помещениях и других не предназначенных для театральных работ местах. В Барнауле не существует единой площадки, на которой артисты из разных театров могли бы встретиться после или в рамках фестиваля, устроить капустник, в конце-концов. Конечно, голь на выдумки хитра – так, актеры, пробуя режиссуру и создавая свои собственные театральные студии, снимают в аренду помещения, где им в этом случае им не всегда рады.

Анастасия Кузнецова, актриса:

— Я возглавляю «Первую театральную студию» – это театральный проект, в котором могут играть непрофессиональные актеры. Мы долго не могли найти подходящего места для репетиций – чаще всего, где бы мы ни находились, мы мешали окружению, либо нам было тесно и неудобно. Согласитесь, если на репетиции нельзя шуметь, потому что можно кого-то побеспокоить, это уже не театр. В театре все направлено на спектакль, а там, в непредназначенных для этого местах – против. Чтобы полноценно репетировать и ставить спектакли, нам необходима хорошая акустика, удобные входы и выходы на сцену. В итоге мы нашли определенное место для своих встреч, но это все равно не то, что нам нужно. Именно поэтому городу нужен Дом актера. Недавно в городе проходил фестиваль от СТД «Зарождение замысла» — и мы столкнулись с проблемой, где его проводить и где репетировать. Оно и понятно – у каждого театра своя жизнь, и любое его пространство занято под репетиции, там идет свое производство. Еще одна проблема — с актерами из других театров мы не видимся вообще. И было бы здорово, если бы Дом актера работал допоздна, хотя бы до полуночи, так как наши спектакли и репетиции подходят к концу только в 21.00.О том, что подобная площадка для культурного и творческого развития необходима, поделилась в ходе одной из весенних пресс-конференций и Любовь Березина, директор Алтайского краевого театра драмы:
— Дом актера нужен. Практически во всех городах России он есть. В Красноярске плачут, что там Дом актера маленький, с маленькой сценой, но все самостоятельные работы начинаются оттуда. Театры не позволяют себе такой роскоши. Когда в Барнауле проходил фестиваль «Сибирский транзит», я понимала, что очень сложно проводить такой фестиваль, не имея Дома актера. Все неофициальные встречи артистов, постфестивальное общение должно проходить именно там. Сегодня мы проводим Золотухинский фестиваль и не понимаем, куда нам притулиться со всем этим общением. Имея Дом актера, мы могли бы использовать экспериментальную сцену совсем для других вещей, а сегодня я понимаю, как живут коллеги и знаю многих артистов, которым хочется самовыразиться. Но театр не всегда может позволить себе взять самостоятельную работу актера – они не всегда дотягивают до уровня краевого театра, и это нормально. Для таких работ нужна совершенно отдельная площадка, потому что я уверена, что эти работы были бы интересны зрителю! Потом, не каждый артист вот так сразу готов представить свою работу на суд художественного совета. А как же тогда и главное, где нашим талантам развиваться? Где собираться критикам для обсуждений спектаклей? Уверяю – будь у Барнаула такие помещения, они не простаивали бы ни одной минуты.

Не как у других

В соседнем Барнаулу городе Новосибирске на сцене Дома актера почти каждый день идут спектакли Творческого объединения, где профессиональные актеры, режиссеры и художники реализуют свои идеи. Сцена открыта и для смелых театральных поисков, и для экспериментов молодых режиссеров, студентов и выпускников отделения режиссуры Новосибирского государственного театрального института. Здесь несколько раз в месяц собираются молодые драматурги, организуют читки современных пьес новосибирских авторов. Ведет работу секция критики – сообщество театральных экспертов, пишущих о театре.

Или взять, например, Дом актера в Екатеринбурге, существующий в городе уже 29 лет. Для встреч, творческих союзов, экспериментальных постановок артистам выделили памятник архитектуры, двухэтажный камерный дворец конца XIX века, построенный по проекту архитектора Юлия Дютеля. В 1988 году Дом актера стал официальной резиденцией Свердловского отделения Союза театральных деятелей России. В 1980-е гг. исторический облик здания был целиком восстановлен. Дом актера в Екатеринбурге сегодня – общедоступный культурный центр, собирающий в своих стенах не только театральную общественность города и области, но и всех любителей театрального искусства. Здесь постоянно работают творческие циклы и программы.

Есть Дом актера и в Воронеже, в Красноярске, Омске, Волгограде, Самаре, Ростове, конечно же, в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Для местных артистов наличие этой площадки – естественное явление, которое не требует обсуждения. Режиссер Алексей Логачев уверен, что отсутствие подобного рода театрального пространства наносит серьезный ущерб культурному развитию краевой столицы:
— Смешно доказывать необходимость существования в городе Дома актеров – это как доказывать что-то очевидное. Дом актера не то, что нужен – он обязан быть! Проблема пространств, открытых площадок вне репертуарных театров – это проблема остростоящая. Отсутствие такого пространства осложняет появление интересных творческих коллективов. Многие курсы, оканчивающие обучение, по сути являются новыми театрами. У них есть 3-4 дипломных спектакля, иногда они ничуть не уступают никакому репертуарному театру. Им бы остаться вместе, им бы продолжить творить… Но мощнейшие курсы с готовым репертуаром дипломных работ просто не находят себе места! Мы теряем огромное количество очень интересных театральных инициатив – их нет, и они не появятся при таком раскладе, какой мы имеем сейчас.

 Своими силами

Конечно же, актеры не сдаются. Они создают собственные театральные студии, где занимаются с непрофессионалами, ставят собственные экспериментальные спектакли вместе с коллегами из других театров. Площадками для них не раз становилось антикафе «Три кита», например, или Российско-немецкий дом, культурное пространство Соль, уже успевшее закрыться и действующее пространство Loft24 – фотостудия, зал для конференций, банкетов и кинопоказов в одном месте. Есть и другие места – все это коммерческие площадки, за работу на которых актеры и режиссеры иной раз вынуждены платить собственные деньги, даже несмотря на то, что эти места чаще всего неудобны для работы театра.

Ольга Любицкая, актриса Алтайского краевого театра драмы:
— Мы уже несколько лет пытаемся пробить эту брешь, занимаемся поиском одного пространства, где мы могли бы собираться с другими актерами и что-то делать. Но получается, что мы то там, то тут, занимаемся в местах, которые для театра не предназначены – люди занимаются там своими делами, и мы оказываемся на птичьих правах и не всегда к месту.

Ольга Старкова, руководитель литературно-драматургической части Молодежного театра Алтая также видит необходимость создания подобного места в столице Алтайского края, однако, она считает, что мало найти подходящее под эти цели здание.
— Есть некоторые явления, о которых можно говорить как об идеальных, а также как о фактически существующих. Если говорить об идеальной организации театрального искусства в городе Барнауле, то Дом актера, конечно, нужен нашим артистам, потому что сейчас в каждом профессиональном театре достаточно большие труппы, очень много молодежи, которой есть что друг другу  сказать о своей профессии. Но в силу занятости и особенностей организации театрального процесса, их трудовая деятельность складывается таким образом, что они не видят  друг друга в спектаклях другого театра. Но тяга узнать коллег поближе, поделиться творческими находками, объединиться всегда была у театральной молодежи. Может быть, Дом актера помог бы решить эту проблему и стал бы центром объединения творческих сил артистов, сотрудников театров. Но меня одолевают сомнения, что на практике это возможно. В прошлом сезоне у молодых актеров была попытка организовать встречи артистов и зрителей в одном из барнаульских антикафе на регулярной основе. Председатель Союза театральных деятелей одобрил это начинание, но организация была возложена на плечи самих артистов, которые быстро поняли, что очень сложно без вмешательств «из вне» руководить подобным начинанием. Для того, чтобы Дом актера существовал, мало найти  подходящее помещение – необходим человек, способный возглавить и вдохновить вечно занятых артистов  объединить свои силы в творческое созидание.

Разрешили бы играть

Что касается здания, артисты видят решение этой проблемы – здание для Дома актеров даже не нужно строить – можно было бы переделать под эти цели здание, в котором находился кинотеатр «Родина», например.

Любовь Березина:
— Я понимаю, что здание принадлежит городу, что оно является объектом культурного наследия и артистам его, скорее всего не отдадут. Дом актера — это ведь не бизнес, он не будет приносить доход как ресторан или магазин.Напомним, кинотеатр «Родина» прекратил свою работу еще в середине января в 2017 году. Что будет в историческом здании, расположенном в самом сердце старого Барнаула, неизвестно. Кстати, барнаульский архитектор Александр Деринг призывал горожан сохранить кинотеатр «Родина». На своей личной странице в «ВКонтакте» он призывал попросить властей города и края взять кинотеатр на баланс как важный культурный объект: «Бизнес есть бизнес, и если он не приносит прибыль, то его нужно переформатировать в Киноцентр с функцией киномузея, возможно филиала Музея Город. За «Родину» стоит побороться!». По некоторым данным, здание кинотеатра также могут передать барнаульскому планетарию.

текст: Юлия Щанкина

1 комментарий

  1. гость

    18 Мар 2017

    Самый реалистический вариант — Дом актера создадут инопланетяне. Самый фантастический — наши культурные начальники на пару со своим карманным СТД. Судьба «Театра Подвал», а также многих других, уже закрытых организаций: Дома писателей, литераторов и пр. ярко демонстрируют творческую и культурную атмосферу в Барнауле. Скажут — денег нет, Театр Кукол, Худ. музей надо строить, все, досвидос!

Оставить комментарий