Чему учат в школе, или Хроника бешеных дней | Автограф
722-004

Чему учат в школе, или Хроника бешеных дней

Всем привет! Меня зовут Иван, и я – руководитель Оркестра Музыкотерапии «Импровиз» и Школы Музыкального волонтерства.

В прошлый раз (а это было аж в октябре, в самом начале первого семестра нашей Школы) я рассказывал о том, как мы готовились к открытию Школы и началу работы. И как только мы начали регулярные занятия, я с головой погрузился в рабочий процесс. Настолько, что все никак не мог собраться с мыслями и рассказать здесь, в блоге, о том, как же этот процесс идет, что происходит на занятиях… И наконец-то, в перерыве, на каникулах, между первым и вторым семестром, я смог собраться с мыслями и попробовать взглянуть на нашу Школу слегка со стороны.

Началась наша работа с двухдневного тренинга-интенсива. В первый день занятия вел основатель Оркестра Антон Черепанов – можно сказать, приглашенный специалист из Москвы, ведь сейчас он учится в аспирантуре МПГУ и работает в качестве музыкального терапевта в психиатрической больнице №22 г. Химки. Он прилетал на пару дней специально ради интенсива. Учащимся Школы (а в мероприятии приняло участие 40 человек!) Антон не только рассказал «теоретическую часть» о том, что такое музыкотерапия и как к ней относится музыкальное волонтерство, но и провел несколько музыкальных импровизаций. Кроме того, в ходе работы в подгруппах мы все смогли уточнить и конкретизировать цели, которые ставили себе на Школу – опять же, в музыкальной форме. Выглядело это примерно вот так

Второй день стал днём более близкого знакомства с преподавателями Школы. С утра – психолог и арт-терапевт (и давний друг Оркестра) Алиса Барбарош провела занятие, на котором наглядно показала, в чем главное отличие волонтера от профессионала-терапевта, а затем дала каждому возможность выразить свое состояние при помощи рисунка

Затем Наталья Ивановна Астахова, преподаватель кафедры педагогики АлтГПУ, наглядно показала нам, как игра (не только на инструментах, но и в принципе игра как процесс) влияет на эмоциональное состояние и группы, и каждого её члена.

А после перерыва на обед, свой мастер-класс провел Илья Нузиров — руководитель музыкального направления Школы. Его занятие было посвящено гитаре как одному из основных инструментов в работе волонтера.  И хотя этот инструмент не всем легко дается, многие ученики уже на первом занятии усвоили азы, а главное – у них появилось желание продолжать работу, причем у некоторых – не только в рамках школы, но и занимаясь индивидуально.

Интенсив закончился, мы подвели итоги, еще раз сыграли вместе заключительную импровизацию… Но на самом деле это было только начало – начало большой и непростой работы. Уже через 2 дня – в среду, 5 октября – мы провели первое занятие. Конечно, не все из 40 участников интенсива смогли и захотели заниматься дальше по два раза в неделю – кому-то не хватает времени из-за основной деятельности, кому-то полученных на интенсиве знаний и навыков было достаточно, чтобы начать применять их на практике (как, например, психологу комплексного центра по социальному обслуживанию населения Сергею Жданову). Но были и те, кто не смог попасть на интенсив, но пришел на регулярные занятия. В итоге в общей сложности заниматься начали 25 человек.

По договоренности с педагогическим университетом, в аудиториях которого проходят занятия, мы собираемся два раза в неделю – вечером в среду и днём в субботу. Среда сразу стала днем занятий по психологии, педагогике и методике ведения тренингов. Вместе с Алисой Барбарош и Натальей Ивановной Астаховой мы разобрались, как создать ситуацию успеха для тех, для кого мы проводим тренинг, как работать с различными категориями благополучателей. Разбирали упражнения, которые мы уже применяли в работе и пробовали придумать новые.

Не обошлось и без гостей – правда, в режиме онлайн по Skype или записанным видео. Например, живущая в Бахрейне Аксана Ковалева-Мусси — профессиональный аккредитованный неврологический музыкотерапевт, член Американской, Канадской ассоциаций МТ и Всемирной Федерации (WFMT); региональный представитель Eastern Mediterranean Regional Liaison, WFMT; сопредседатель оргкомитета международной онлайн-конференции по МТ – специально для нас записала видео-лекцию об особенностях работы с детьми. А Анастасия Бельтюкова, музыкотерапевт, директор центра социальной реабилитации «Турмалин» (г. Москва) и волонтер службы помощи больным с БАС – вместе с Антоном Черепановым поучаствовала в видео-беседе об отличиях волонтера от терапевта.

Но основой занятий были лекции Натальи Ивановны Астаховой по педагогике и Алисы Барбарош– по психологии. По признанию некоторых учащихся Школы, они «реабилитировали в их глазах психологию» и помогли найти путь к себе. И помимо знаний, необходимых для проведения занятий, дали такие навыки, которые можно использовать и в повседневном общении.

Музыкальные занятия, которые проходят по субботам, планировал и проводил Илья Нузиров. Он не ограничился занятиями по гитаре (хотя и они, конечно были), и рассказал про особенности игры на других инструментах Оркестра, о том, как их лучше сочетать при совместной импровизации.

Не обошлось и без музыкальной теории и обсуждения, какие песни можно применять в работе с различной аудиторией. На музыкальных занятиях гости тоже были – в частности, Любовь Деомидовна Норгелене провела мастер-класс по вокальной импровизации.

Естественно, одной теорией сыт не будешь, без практики не обошлось. Почти все ученики хотя бы раз съездили на социальные площадки в рамках выездов Оркестра, а некоторые – более опытные — даже пробовали себя в качестве ведущего. Но даже просто наблюдение и последующее обсуждение (или, если по-научному, супервизия) – очень важны для учеников, для того чтобы во втором семестре они и сами начали проводить такие занятия.

Завершился первый семестр экзаменом по музыкальным занятиям, чаепитием с песнями и новогодними подарками. Кроме того, мы все – те, кто пережил этот семестр и продолжает находить время на Школу — написали письма самим себе в будущее, и на выпускном нашей Школы, в мае, мы их откроем и прочитаем, и еще раз вспомним, как это было. А пока что, мы готовимся к началу второго семестра – первое занятие пройдет уже в среду, 18 января. Снова начнутся бешенные дни, то состояние, когда каждый день наполнен какой-то деятельностью, подготовкой к занятиям и выездам… И пусть это иногда выматывает – но я понимаю, что это нужно не только мне, а главное – что это и есть настоящая жизнь, насыщенная и яркая. И такой жизнью хочется жить.

p.s. надеюсь, во втором семестре я чаще смогу находить время на посты здесь, в блоге, чтобы про эту яркую жизнь рассказывать

Комментариев нет.

Оставить комментарий