Деньги в банке – надежно или опасно? Объясняет юрист | Автограф
722-004

Деньги в банке – надежно или опасно? Объясняет юрист

Добрый день, уважаемые читатели. Большинство граждан беспокоится о сохранности своих денежных накоплений, а потому предпочитают оставлять их на хранение в банк. Так ли надежно хранить деньги в банке и что делать, если наступил случай, когда управление деньгами попало в чужие руки? Об этом сегодня и поговорим.

В случае списания денежных средств с банковской карты без поручения на то согласия владельца карты, велика вероятность мошеннических действий. Для возврата денежных средств, владельцу счета необходимо действовать быстро, строго соблюдая установленную законом процедуру!

При обнаружении списания денежных средств без вашего согласия, в первую очередь необходимо:

  • обратиться в банк по горячей линии и через нее осуществить блокировку счета. В этом случае остаток денежных средств, находящийся на счете, будет в безопасности.
  • Далее лично обращаемся в любое отделение банка и берем детальную выписку по расчетному счету, в ней будут отражены все списания: дата, время, город, место (банкомат/магазин, в том числе интернет/отделение банка и пр.), сумма списания, остаток на счете.
  • Не забываем вместе с заявлением на выписку подать заявление на возврат денежных средств, списанных без согласия клиента, заявление оформляется в двух экземплярах, один – идёт в банк, второй – остаётся у клиента, с отметкой банка о принятии заявления. Сделать это необходимо не позднее следующего дня, когда клиенту стало известно об операции, без его распоряжения. Данный срок на обращение установлен ч.12 ст.9 Федерального закона №161-ФЗ «О национальной платежной системе». Заявление на возврат денежных средств составляется в простой письменной форме, в нём необходимо детально описать ситуацию, акцентировав внимание банка на том, что при пользовании картой клиентом, последним не были нарушены правила безопасности по использованию банковской карты – карта не была потеряна, не передавалась в пользование третьим лицам, включая ближайших родственников, реквизиты карты (PIN-код и SVV2-код) были известны только владельцу банковской карты и прочее.
  • К заявлению прикладывается ранее полученная детальная выписка по счету, с которого были сняты денежные средства. Если у клиента не представляется возможности явиться в банк лично, то отправить документы возможно по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложенного. Копию письма необходимо продублировать на электронный адрес банка.

По факту обращения клиента банк должен провести собственное служебное расследование. В порядке п.8 ст.9 Закона №161, банк обязан рассмотреть заявление клиента и предоставить ему письменный ответ о результатах в срок 30-60 дней!
Согласно Федеральному закону №161-ФЗ «О национальной платежной системе», банк обязан:
А) Информировать клиента о совершении каждой операции клиента с использованием электронного средства платежа путем направления ему соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (ч.4 ст.9).
Б) Обеспечить возможность направления банку клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использование без согласия клиента (ч.5 ст.9).

Клиент обязан:
А) В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции (ч.11 ст.9).
Б) Предоставлять достоверную информацию для обратной связи, в случае ее изменения своевременно предоставлять обновленную информацию (ч.13 ст.5).

В случае, если банк не проинформирует клиента о списании денежных средств со счета, без согласия клиента (ч.13 ст.9), а также после получения от клиента в установленные законом сроки уведомления о несанкционированном списании денежных средств (ч.12 ст.9) – банк несет убытки от мошеннических действий.

Клиент несет риск убытков, если он не проинформирует банк о несанкционированном списании в установленные законом сроки, если изменит контактные данные, по которым происходит информирование, не сообщив об этом в банк, а также в случае нарушения правил пользования банковской картой при передаче третьим лицам, утере и прочее.

Согласно сложившейся практике, банк не торопится прощаться со своими деньгами, а потому ищет возможные пути не возврата денежных средств клиенту, возложив ответственность за несанкционированное списание денежных средств на последнего. Для перестраховки рекомендую обратиться в отдел полиции с заявлением по факту мошенничества с требованием проведения проверки в порядке ст. 144 УПК РФ. В заявлении детально излагаем обстоятельства пропажи денежных средств, с указанием на то, что правила пользования банковской картой не были нарушены. К заявлению необходимо приложить копию заявления в банк и копию детальной выписки по счету. По факту проведения проверки сотрудниками полиции будет вынесено постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

В случае, когда досудебная стадия урегулирования спора не дала результата, необходимо обратиться в суд. В исковом заявлении ссылаемся на положения статей ФЗ «О национальной платежной системе», ст.854 ГК РФ, которая определяет основания для списания денежных средств с расчетного счета, не забываем указать ч.4 п.2 ст.333.36 НК РФ, данная статья освобождается Истца от уплаты государственной пошлины, тем самым минимизируя расходы на ведение судебной тяжбы.

К исковому заявлению прилагаем:
А) Договор банковского счета.
Б) Детальная выписка по банковскому счету, заверенная сотрудниками банка.
В) Претензия в банк, заверенная сотрудниками банка.
Г) Постановление полиции о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела.
Д) Переписка с банком – результаты служебного расследования и другие документы, относящиеся к делу.

Обращение в судебную инстанцию – наиболее действенный способ вернуть свои денежные средства. Для увеличения шансов на вынесение решения в вашу пользу, рекомендую обратиться к квалифицированным юристам!

Обратиться за консультацией и получить более подробные ответы на ваши вопросы вы можете по телефонам: 8-983-547-9595 (Барнаул), 375-2334 (Новосибирск). Директор ООО «Центр юридического сопровождения», Кочергин Юрий Алексеевич. 

Комментариев нет.

Оставить комментарий