Колыванский камнерезный завод: Работа на века | Автограф
722-004

Колыванский камнерезный завод: Работа на века

Не каждое предприятие может похвалиться историей жизни, длинной в более чем два века. В Алтайском крае таким долгожителем является легендарный Колыванский камнерезный завод имени И. И. Ползунова. В этом году ему исполняется 215 лет!

Шлифовальная фабрика, из которой вырос завод, была построена в 1802 году. В Российской Федерации она стала третьей и последней, после Петергофской и Екатеринбургской, и отличалась от них тем, что именно здесь впервые была применена энергия воды для механической обработки камня. Администрация завода до сегодняшних дней сохранила цеха и элементы оборудования прошлых лет, чтобы наглядно показать, с чего началась история великого предприятия. Да и у туристов это вызывает неподдельный интерес.

За столь внушительный период деятельности в судьбе завода было немало сложных этапов, вплоть до банкротства. Но взаимодействие с вечным материалом учит стойкости, и сегодня предприятие благополучно работает и стремится к динамичному развитию, чтобы выпускаемая продукция пользовалась популярностью и имела успех, не меньший, чем знаменитая «Царица ваз», являющаяся изюминкой Государственного Санкт-Петербургского Эрмитажа.

Ни минуты без дела

«Завод сегодня находится на подъеме. Мы уже год работаем в авральном режиме, по три смены, чтобы в срок выполнить все заказы. Продукция пользуется спросом, а благодаря поддержке администрации Алтайского края у нас есть серьезные муниципальные заказы. Мозаичные панно и скульптуры хорошо смотрятся в учреждениях здравоохранения, культуры и образования, поэтому среди них много клиентов. Также на сегодняшний день реализуются крупные проекты в Москве и Казахстане», — рассказывает директор Колыванского камнерезного завода Андрей Михеев.

В связи с ростом объемов продукции на заводе увеличился объем добычи каменского гранита. Также получена лицензия на добычу яшмы в Ревневском месторождении.

Планы руководства движутся в нескольких направлениях, но все они направлены на достижение единой цели — стабильного развития. Во-первых, завод ожидает расширение штата. Мастера делятся опытом с желающими прикоснуться к добыче и обработке камня. Достойные условия труда и хорошая зарплата привлекают многих, но для успешной работы нужны лучшие. Во-вторых, технический прогресс не стоит на месте. Для увеличения объемов выпускаемой продукции и улучшения ее качества необходимо современное оборудование, камнеобрабатывающие станки. Как отмечает главный художник завода Алексей Дорохов, сегодня доступны технологии, позволяющие резать камень трехмерно, рельефно: «На данный момент мы приобретаем и еще планируем закупить необходимую станочную технику, чтобы работать более монументально. В России нашей продукции не будет аналогов. Это – возможность выйти на очень высокий уровень!»

Шедевральный продуктБолее чем за два века изделия завода разошлись по всему миру. В государственных музеях и частных коллекциях разных стран хранятся поистине уникальные экземпляры камнерезного искусства. И сегодня на заводе работают художники, которые стараются показать всю красоту природного богатства. «Особенность алтайских камней в их монолитности. У нас сохранились месторождения, благодаря которым можно создавать монументальные вещи. Мы показываем богатство недр земли, и здесь нет границ, каждый раз камень чем-то поражает, вызывает желание творить и создавать нечто новое. Сколько лет уже работаю, но все равно постоянно удивляюсь, когда вижу на распиле, как природа сформировала оттенки, полутона, фактуру – художнику даже с большим опытом тяжело достичь такого уровня!» — восхищается Алексей Юрьевич.

Колыванский камнерезный завод способен выпустить любой продукт, будь он бытового, строительного или декоративного назначения. Однако, как отмечает руководство, заметен особенно высокий спрос на флорентийскую мозаику. Панно самого разного формата пользуются популярностью у ценителей искусства, в том числе зарубежных. Флорентийская мозаика считается одной из сложнейших форм монументальной живописи. Она вырезается практически по кусочкам, повторяя рисунок эскиза. Мастеру нужно гармонично выполнить проект, подобрать материал, искусно подогнать один фрагмент к другому, чтобы между ними практически не осталось места. Порой результат многократно превосходит эскиз по своей красоте.

Возвращается мода на каменные вазы, особенно в композиции с фруктами. Также в планах руководства открытие ювелирного цеха, выпуск мелкоформатной продукции. Мастера всегда стремятся вывести работу на высокий художественный уровень. Одно из заметных творений последних дней – мозаичные панно для церкви Вознесения в селе Курья.

Выбор за камнем

Несмотря на появление новых материалов, дары земных недр остаются привлекательными не только для инженеров и дизайнеров, но и для обычных людей.

«Камень – это вечность. Он обладает особенными свойствами, может являться оберегом или талисманом. Иногда слышишь, как говорят, что камень холодный. Но смотришь на изумительно красивые вещи, созданные нашими мастерами, прикасаешься к ним и чувствуешь тепло!» — подмечает Андрей Владимирович.

Алексей Дорохов считает, что предпочтение камню заложено в человеке на генетическом уровне: «Вспомните историю, археологические раскопки. Даже придя в школу, первое, что мы видели – это пирамиды Хеопса, идолы, петроглифы, благодаря которым до нас дошли быт и культура древнего человека. Это заложено в нас на физическом уровне. В Москве все чаще переходят на камень, наверное, в людях что-то глобально меняется».

Алтайский край, Курьинский р-н, с. Колывань, ул. Фабричная, 2
тел. +7 (38576) 25-330; 25-374;

Представительство завода в г. Барнауле:
ул. Папанинцев,105, оф. 24, тел. +7 (3852) 36-83-99

Текст: Анна Черетун

Фото: Евгений Гибадуллин

материал опубликован в сентябрьском номере журнала в 2017 году

Комментариев нет.

Оставить комментарий