Кто доброволец? Я доброволец! Или что такое музыкальное волонтерство | Автограф
722-004

Кто доброволец? Я доброволец! Или что такое музыкальное волонтерство

Всем привет! Меня зовут Иван, и я – руководитель Оркестра музыкотерапии «Импровиз».

В прошлый раз я рассказал о том, как попал в Оркестр и стал музыкальным волонтером. На сей раз расскажу, что же это такое – музыкальное волонтерство, зачем и почему это нужно, и из чего состоит наша работа.Волонтерство – добровольная деятельность – означает, что человек делает что-либо не за вознаграждение, не ради выгоды, а из личных побуждений, от чистого сердца. Волонтерская деятельность сейчас очень распространена, но и предрассудков и стереотипов с ней связано очень много. Например, многие считают, что волонтеры только собирают деньги на лечение больных детей. Это не так – добровольчество очень многогранно, и только сборами денег не ограничивается. Например, волонтеры работают на крупных мероприятиях, таких как Олимпийские и Паралимпийские игры, Чемпионат мира по футболу (кстати, туда как раз сейчас идет набор волонтеров), помогают при различных чрезвычайных ситуациях. Например, моя мама подает мне отличный пример – она ездила в качестве волонтера на Паралимпиаду в Сочи.

Так что же такое музыкальное волонтерство, в чем же его особенности? Обратимся к сайту «МузТерапевт.ру» — одному из лучших сайтов о музыкальной терапии на русском языке.

«Музыкальное волонтёрство – это вид социального служения граждан, в основе которого лежит использование музыкального воздействия и взаимодействия в добровольной, бескорыстной, социально значимой деятельности».

По сути, Оркестр «Импровиз» занимается именно музыкальным волонтерстом. Важно понимать, что музыкальный терапевт и музыкальный волонтер – это не одно и то же. Музыкотерапевт может быть волонтером, если он занимается своей деятельностью на благотворительной основе. Но не каждый музыкальный волонтер обладает всем комплексом знаний, умений и навыков, необходимых профессионалу-музыкотерапевту. Волонтеры, по идее, призваны помогать в работе музыкальных терапевтов. Но в настоящее время квалифицированных специалистов-терапевтов сейчас слишком мало, как и мест, где по этой специальности можно обучиться. Поэтому волонтерам часто приходится брать на себя ведущую роль в музыкотерапевтических занятиях.Наверное, на ходе занятий стоит отдельно остановиться и рассказать про них подробнее.  Подготовка начинается заранее, чаще всего примерно за неделю. Мы договариваемся с «приглашающей стороной» — представителями социальных площадок, которые нас зовут. Договариваемся о дате и времени, узнаем, с кем мы будем работать – какого они возраста, какие особенности надо учитывать. Исходя из этого планируем занятия, решаем, какие упражнения и песни подходят, а чего лучше не делать. Например, с детьми с синдромом Дауна игра на реакцию «Искра» смысла не имеет, а вот упражнение, в котором нужно не только играть, но и двигаться – наоборот.Каждое занятие начинается со знакомства с клиентами, или, как принято говорить, благополучателями, причем обязательно в музыкальной форме, а также с их знакомства с музыкальными инструментами. Важно не просто показать, а еще и дать каждому попробовать. Если кто-то стесняется, боится, что не получится – снять страх, показать, что это на самом деле просто. Затем, когда все попробовали на всём поиграть , начинаются упражнения на сыгранность, взаимопонимание и умение слышать окружающих, музыкальные импровизации (причем мы не начинаем их сами, а даем благополучателям заложить основу композиции, задать ритм), и, конечно же, песни. Правда, иногда мы не совсем угадываем, бывает так, что одни упражнения и песни не «заходят», не получают отклика, а другие, наоборот, нравятся настолько, что от них сложно перейти к чему-то другому. И это нормально, ведь каждый человек индивидуален, каждому нравится что-то свое, и на 100% угадать, что понравится всем – невозможно. Поэтому мы всегда оставляем простор для импровизации и корректируем программу прямо во время занятия. Например, если бабушки в санатории хотят попеть частушки, а мы этого не планировали заранее –  даем им возможность начать петь самим, а затем подхватываем и продолжаем коллективной импровизацией. В результате, бабушки остаются довольны – а это самое главное.Собственно, самое важное, то, почему мы и занимаемся волонтерской деятельностью – желание бескорыстно дарить радость встречи с музыкой тем, кому этого не хватает, кто находится в сложных ситуациях, кому это может помочь. От детей в садиках и приютах, до пожилых людей в санаториях, домах-интернатах и хосписах. Это действительно нужно – позволить людям хотя бы на полтора часа отвлечься от множества проблем, дать им выразить свои чувства в музыке, говоря педагогическим языком – создать для них «ситуацию успеха». Музыка – один из лучших способов помогать другим, делать жизнь людей лучше. Кроме того, делая это, мы помогаем и себе самим.Сейчас мы хотим не только заниматься этим, но и дать другим такую возможность. Мы объявляем набор в Школу музыкального волонтерства. Обучим всех, кто хочет на благотворительной основе заниматься такой деятельностью, как игре на различных музыкальных инструментах и импровизации, так и технологии проведения музыкальных занятий, необходимым областям педагогики и психологии. Присоединяйтесь к нам – регистрация уже открыта!

Комментариев нет.

Оставить комментарий