«мама!» Шокирующее кино за рамками жанра | Автограф
722-004

«мама!» Шокирующее кино за рамками жанра

На экранах экспериментальная лента Даррена Аронофски, которая наделала шума на 74-м Венецианском фестивале. WARNING!

Хотите испугаться, поесть попкорн и отключить мозги? Вам в соседний зал.  

Хотя, испугаться вы можете и здесь.

И мы дадим вам ключи. Если захотите.Новая работа мастера психологических фильмов Даррена Аронофски («Реквием по мечте», «Рестлер», оскороносный «Черный лебедь») на фестивале в Венеции произвела эффект разорвавшейся бомбы. Его называют самым скандальным фильмом года, растаптывают и ласкают, освистывают и аплодируют стоя. Как это могло случиться и что стоит ли оно внимания?

Рекламная компания фильма «мама!» (да, это так и пишется) выглядела весьма туманно. Непонятно, как Аронофски уговорил студию не разворачивать боевые действия и не вступать в конкуренцию с другим страшно распиаренным фильмом, название которого мы не скажем. Детали фильма держались в тайне вплоть до релиза. Лишь  смутное представление о ленте: поверхностное описание сюжета и трейлер, который сыграл с фильмом очень злую шутку. Он выглядел как заявка на типичный триллер с голливудской звездой и скримерами. Это привлекло не ту целевую аудиторию. Зрители, которые пришли на сенс с целью скоротать время под классический осенний хоррор с глуповатым сюжетом, будут очень сильно разочарованы. Какой ужас! Над фильмом придется думать.

Я нашла комментарий, пронизанный болью тех, кто потратил аж 2 часа своей жизни на «бессмысленный трешак»: «Я лично ничего не понял, но как Бардем ****** Лоуренс понравилось»

Сюжет. Молодая пара строит свой маленький рай в уютном доме вдали от всех. В один прекрасный день к ним в дом приходят незнакомцы и рушат всю идиллию.

Аронофски собрал невероятно мощный актёрский состав, заполучил Дженнифер Лоуренс (во всех смыслах) и нашел ей достойных партнёров по съёмочной площадке. Дженнифер Лоуренс доказала, что после «Голодных игр» и «Людей Икс» ее лицо может играть что-то кроме кирпича. Она выдала выразительную, сильную актерскую игру, заставила поверить своей героине, испытать чувство беспомощности и неподдельный ужас. Ее партнер — Хавьер Бардем умудряется меняться от одной сцены к другой. Сейчас с ним безопасно. В следующем кадре хочется бежать от него. Эд Харрис, Мишель Пфайффер – мастера своего дела и давят харизмой, несмотря на свои сравнительно небольшие роли. Кстати, у их персонажей, вернее образов, нет имен. Но вы их знаете.  Больше половины экранного времени – крупные планы Дженнифер Лоуренс. Весь фильм мы видим ее глазами. Великолепная операторская работа. Мэттью Либатика. Длинные планы, давящее пространство. Он похож на сон: настоящий кошмар клаустрофоба. В фильме нет музыки. Совсем. По признанию самого режиссера она слишком отвлекала от просмотра и разрушала повествование. Но этого не замечаешь, настолько качественный звуковой монтаж! Давящая жуткая атмосфера, тесные стены, скрип полов и темный подвал, хаотичный сюжет и шокирующие сцены после тихого и размеренного начала. А так же кровь, страх, неизвестность, жестокость, хаос и акт каннибализма.

Аронофски снял тяжёлый метафоричный фильм. Он вновь показал, что кино еще не перестало быть искусством. Его фильм вызвал ожесточенные споры, он отличается своей многослойностью, загадочностью и психологизмом.

Его можно сравнить с тестом Роршарха. В чернильных кляксах пациент видит отражение своих переживаний и тайных страхов. Печально, если клякса так и остаётся кляксой.

Ключи. Лучше, если вы подберете их сами и прочтете этот блок уже после просмотра и самостоятельного анализа.

Ключ первый. Религия. «мама!» — это интерпретация Библии. Фильм рассказывает всем известную историю с совершенно непривычного ракурса. В ней героиня Лоуренс – Мать-Земля. Ее муж – Бог и Дьявол, ее сын Иисус, семейная пара – Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель. Неправильно называть это библейскими отсылками. Весь костяк сюжета – Ветхий и Новый завет, где  Дом – наш мир. В нем есть Рай, есть Ад. Будет великий потоп. Будет война. И апокалипсис. Творец очень полюбил своих детей, позволил им разрушить их дом, в котором они гости.  Но они рушат его, забирают все самое ценное у матери-природы, перекрашивают зеленый дом в серые тона (здравствуй урбанизация) и не понимают того, что натворили. Земля кричит. А затем умирает, истребляя людей.

Ключ второй. Поэт – муза. Эта интерпритация сидела у меня в голове на протяжении всего просмотра. Бордем – поэт. Он создает шедевр – поэму. И хочет поделится этим со всем миром. Отдать людям все, что у него есть. Свою жизнь, жизнь своих близких и даже жизнь своего ребенка, которого он воспринимает как свое творение. Его жена — его «Вдохновение», женщина, молодая и прекрасная создающая рай для своего мужчины. И она тоже творит. Она создает гармонию в семье, очаг, она с нуля восстанавливает дом, вкладывая в свою работу душу и отдаёт своё сердце (посмотрите на постер!) Ее сердце будет биться в стенах дома, в прямом смысле, до тех пор, пока ее творение не разрушат посторонние люди и тщеславный возлюбленный. Он заставляет  страдать «Вдохновение» для создания своего шедевра. В конце он заберет всю ее энергию и поставит на подставку в своей кабинете. А затем найдет новую музу и история повторится.

Третий. Люди зло. Социальный подтекст – люди паразиты, масса не способна отдавать, они могут лишь забирать и требовать. Толпа — безумные фанаты, готовые разобрать по кусочкам своего кумира или же варваров, которые сжигают храмы и устраивают бессмысленные войны. Потом они очень скорбят. И вновь разрушают.

Четвертый. Роль женщины. Жертвенность главной героини вызывает лишь одни комментарий «терпила!». Это отсылает нас к ее роли в системе патриархальных ценностей. Она построила дом. Но она не его хозяйка. Хозяин мужчина и только он решает, что будет происходить в этом доме. Над ней властно мнение общества в лице гостьи. У этой трактовки есть обоснование. Лекарство является прямой отсылкой к рассказу  «Жёлтые обои» феминистки Шарлотты Перкинс Гилман.

Еще пятый. Болезнь. Какие персонажи  Аронофски и без проблем с головой?! Это самый вероятный сценарий развития событий после просмотра трейлера, вспомнить того же «Черного лебедя». У героини Дженнифер Лоуренс, проблема с психикой. Пока она принимает лекарство — они почти не мешают ей жить. После того, как она избавляется от него, болезнь усиливается, в ее голове наступает настоящий хаос, который доводить героиню до самоубийства.

И шестой. Это ваш.

Об этом фильме можно говорить часами. Искать скрытые смыслы в множестве деталей, разбросанных по дому и времени, спорить о них, называть фильм пустышкой, строить теории, связывать их с личной жизнью Аронофски и убеждать себя и других, что он сам до конца не понял, что хотел сказать.

«мама!» справился со своей задачей –  заставил зрителя  восхищаться, ненавидеть, восторгаться и испытывать отвращение. Иногда – все сразу. Но, бесспорным остаётся одно – Даррен Аронофски снял по-настоящему сильную шокирующую картину. Не понравится – возможно. Но равнодушным не оставит.

текст: Анастасия Гамаюнова

Комментариев нет.

Оставить комментарий