Международный учебный курс Марии Монтессори. 1921 год, лекция 3 | Автограф
722-004

Международный учебный курс Марии Монтессори. 1921 год, лекция 3

6707240-0304

Нам стоит носить пояс из бусин. если появится желание непрошено вмешаться в жизнь ребенка, будем снимать с этого пояса по одной бусине

Мария Монтессори

Международный учебный курс 1921 года, лекция 3, публикация журнала АМИ “Communications”, выпуск 2 за 2008 год.

Сколько раз мы пытались исполнить без ошибок роль настоящего Монтессори-педагога! Пытались наблюдать ребёнка и следовать за ним, а не учить уму разуму, как учили нас и наших мам и бабушек. И как редко нам это удавалось! Время не стоит на месте – множество прекрасных и вполне гуманных учебных методик и технологий придумано за последние годы – ни чуть не хуже монтессорийских. Но они никогда, никогда не помогали нам выйти именно в эту третью, порой кажущуюся недостижимой, парадигму образования, ставящую ребёнка в позицию ответственности за своё собственное освоение богатства природы и культуры, а взрослому позволяющего реально помогать ребёнку в жизни.

Мария Монтессори – единственный в истории образования философ, педагог и психолог, открыла нам этот путь. И если мы его выбрали, давайте постараемся пройти по нему до конца.

***

лекция 3 (1921 год)

Может показаться, что наблюдать жизнь детей легко, и это действие не требует никаких объяснений. Достаточно просто находиться в классе и наблюдать, что происходит. Но наблюдение – совсем не такой простой процесс, как кажется!

Любое наблюдение требует предварительной подготовки. Например, человек, смотрящий в микроскоп, ничего там не увидит, пока глаз не будет подготовлен должным образом. Недостаточно иметь инструмент и знать, как его настраивать. Важно готовить глаза, чтобы распознавать объекты. Поэтому мы говорим, что нам необходима сенсорная подготовка.

Когда Фабр описывает свои наблюдения за насекомыми, он даёт описание длительной и терпеливой подготовки к наблюдению. Человек должен забыть о себе и служить насекомым. Он, например, должен просыпаться рано утром, когда насекомые только начинают двигаться. Фабр говорит, что любил курить, и ему пришлось отказаться от этой привычки, так как запах дыма повлияет на насекомых. А нам – педагогам? Разве нам не надо вот так же готовиться к наблюдению за детьми? Возможно, из-за того, что мы недостаточно серьёзно готовимся к наблюдению, мы и имеем скудные результаты.

Мне бы хотелось дать вам некоторые фундаментальные принципы перед тем, как вы приступите к наблюдению. Эти принципы не относятся к процессу наблюдения как таковому, а касаются самого наблюдателя.

Тем, кто решил наблюдать детей, не следует их беспокоить, ведь мы хотим видеть их такими, какие они есть независимо от нашего присутствия. Наблюдателю следует быть абсолютно неподвижным и хранить молчание. Вы скажете, что это легко сделать, и каждый человек способен на это. На самом деле, это не так. Много раз у вас будет появляться соблазн показать своё восхищение или раздражение. Или возникнет желание поделиться впечатлениями со своим соседом. Надо заранее потренироваться с помощью упражнения, которое мы называем упражнением сознательной неподвижности. Оно будет управлять нашей силой воли, ведь первое, чем должен овладеть учитель, это самоконтроль и умение оставаться неподвижным рядом с ребёнком.

Наблюдайте за собой — наблюдателем

Представьте себе, сколько раз у вас возникнет побуждение помочь ребёнку и предотвратить какое-либо действие, кажущееся вам вредным.

  • Сколько раз вы подумаете: «О, учитель должно быть этого не заметил!»
  • Сколько раз у вас появится желание выступить вперёд, будь вы свободны?
  • Сколько раз у вас появится импульс поделиться своими впечатлениями со своим соседом?

Попробуйте сосчитать все эти импульсы, и вы поймёте, какое расстояние отделяет вас от идеального наблюдателя. Некоторым людям овладение такой неподвижностью даётся легче, чем другим. Многим требуются дополнительные упражнения для овладения этим навыком. Рекомендую некоторым учителям привязать себя верёвкой к мебели.

Мы привыкли поддаваться импульсам, уверены в том, что наши действия принесут пользу другим людям, что мы способны делать что-то лучше других. Эти импульсы считаются у нас правильными, поэтому мы никогда не тренировались держать их под контролем. Разумеется, наше желание помогать другим хорошо. Но с другой стороны, оно имеет в основе гордыню. То, что ребёнок делает с огромным усилием, мы делаем легко. Поэтому, у нас появляется спонтанное желание сделать работу вместо него. Когда мы видим, как ребёнок старается сделать что-либо, что нам сделать очень легко, у нас и появляется желание помочь.
Представьте себе, что могло бы произойти, если бы Фабр испытывал подобные спонтанные желания по отношению к насекомым. Вот насекомое, которое катит большой шар на вершину горы, постоянно теряет этот шар и каждый раз ему приходится начинать своё путешествие сначала. Каким будет результат, если Фабр захочет помочь насекомому и поднимет за него шар? Жизнь насекомого станет легче, но разрушится наука об этих удивительных земных существах.

Если мы хотим наблюдать ребёнка, мы должны именно наблюдать. Если мы видим, что ребёнок работает, прилагая огромное усилие, мы оставляем его с этой трудностью. Это будет настоящее наблюдение. Я предложила некоторым учителям носить пояс с бусинами. Каждый раз, когда у них появляется желание вмешаться, они могут снимать с пояса одну бусину День за днём можно таким образом наблюдать за собой, пока однажды все бусины останутся на своём месте. Тогда мы почувствуем, что обрели внутренний покой, поймём, что импульсы, которые побуждают нас к действию, абсолютно не нужны. Мы увидим, что, прилагая максимум усилий, ребёнок справится с той или иной задачей, даже если процесс достижения цели занимает много времени и проходит черёд преодоление сложностей. Наконец, ребёнок увидит ошибку, которую сначала не замечал. Если бы мы вмешались, мы не смогли бы наблюдать успех ребёнка. Возможно, у вас появится чувство разочарования. Вы можете почувствовать, что, не справляясь с собой, вы становитесь препятствием на пути ребёнка. В такие моменты следует понимать, что внутри ребёнка находится сила, гораздо большая, чем можно себе представить. Осознав это, у нас, возможно, появится огромный интерес к ребёнку.

Mariya-Montessori

Ошибочная помощь

Взрослый хочет помочь ребёнку, но на самом деле он только чинит препятствия на его пути. Он действует исходя из любви, но на самом деле наносит вред. Первым шагом на пути освобождения ребёнка является необходимость отказаться от помощи ребёнку.
Существует ещё один принцип наблюдения, который мы называем физиологическим.
Наблюдая за одним ребёнком, нельзя прекращать наблюдения за всеми детьми. Но наше зрение имеет фокусировку на одном предмете. Непросто фокусировать внимание на тех вещах, которые не попадают в непосредственное поле нашего зрения. Когда мы смотрим на одного человека в группе, нельзя позволять сознанию быть всецело поглощённым этим человеком. В то же время, когда несколько предметов или людей попадают в поле нашего зрения, нам требуется сознательное усилие воли для концентрации на каждом из них. Это то упражнение, которое следует повторять много раз.
Можете себе представить учителя, который бегает от одного ребёнка к другому, наблюдая то одного, то другого? Мы должны готовить профессионала, который будет оставаться спокойно-безмятежным в своей способности наблюдать все, что происходит. Он должен уметь ждать. У него должно быть хорошо развито терпение.

Терпение и наука

Все величайшие наблюдатели являются людьми огромного терпения. Если бы мы готовились к этому с раннего детства, мы были бы терпеливы по своей природе и могли контролировать свои побуждения, не страдали бы от скуки и усталости во время наблюдения. Скука является формой душевной усталости. Человек, который умеет наблюдать, не испытывая при этом скуки, обрёл с помощью тренировки внутреннюю силу. Поэтому одним из первых упражнений будет посещение класса, во время которого вы будете молчаливы и неподвижны, не станете реагировать на действия какого-нибудь ребёнка и увидите весь класс целиком. То, что мы наблюдаем, имеет ценность, как объект наблюдения. К тому же по-настоящему интересные вещи не требуют подготовки перед наблюдением. Нам нужно быть готовыми наблюдать то, что не представляет непосредственного интереса. Что случилось бы с наблюдателями, которые ждут, например, пока яйцо проклюнется? Или с теми, кто ожидает некого феномена, но не знает точно, когда именно он случится?

Перевод с английского Евгении Ткачевой.
Опубликовано в журнале «Монтессори-клуб» №2 (22) 2010 г.

С уважением, Пфаненштель Анна Евгеньевна

1 комментарий

  1. Евгения

    13 Дек 2015

    Очень интересная методика.

Оставить комментарий