Муза советского Микеланджело | Автограф
722-004

Муза советского Микеланджело

rmz

Уроженка Алтая Анастасия Пешкова была прототипом памятника «Родина-мать зовет» в Волгограде.

К высоким целям

Не знаю, как произносят фамилию ее родственники, но Анастасия Антоновна непременно подчеркивала, что ударение следует ставить на букву «о» – ПешкОва, чем в свое время удивила и вузовского преподавателя – на вступительном экзамене категорически отказалась не только от родства с Максимом Горьким-Пешковым, но и считаться его однофамилицей. Такой она была с детства – очень самостоятельной, инициативной, принципиальной. А как же иначе?! Отец погиб на фронте, в семье росло кроме нее еще трое младших сестренок – поневоле станешь самостоятельной!

В 1948 году, когда Настя училась в шестом классе барнаульской школы № 9, ей невиданно повезло – дали путевку во всесоюзный пионерский лагерь  «Артек». Это, по ее словам, стало поворотным, судьбоносным событием в жизни. Она поняла, что не только нужно, но и можно добиваться высоких целей, постигать прекрасное.

После окончания семилетки она обучалась в Барнаульском педагогическом училище, а в 1953 году потом продолжила учёбу в Московском государственном педагогическом институте.

Натурщица

Жила в общежитии, которое    располагалось на окраине столицы, в поселке Тарасовка. Чтобы попасть к началу занятий, приходилось рано вставать.

И вот однажды она бежала от метро «Парк культуры» на трамвай. Студентку буквально за руку схватила женщина, попросив выслушать ее. Представилась супругой известного скульптора Виктора Думаняна, его ассистенткой. Настя, как завзятая посетительница музеев, конечно, знала, что героями его работ были выдающиеся музыканты мира: Моцарт, Шопен, Бах, Прокофьев, Бетховен, Мусоргский, Шостакович, Скрябин и другие. Однако в этот раз, по словам ассистентки, Виктор Думанян работал над скульптурой «Материнство» и ему требовалась натурщица. Его жена оставила студентке телефон мастерской ваятеля и пообещала достойную почасовую оплату. Эта  работа ныне находится в Третьяковской художественной галерее.

Виктор Думанян устроил Анастасию Пешкову на работу старшим учетчиком  в комбинат Художественного фонда РСФСР.  По сути дела, девушка исполняла курьерские обязанности, доставляя документы в мастерские скульпторов и художников. Ее стали узнавать, предлагать подработку. Известный скульптор Екатерина Белашева запечатлела

Настю в образе одной из четырех девушек в скульптуре «Песня». А Александр Кибальников сделал с нее работу, украсившую Владивосток.

peshkovaВ начале 1959 года коллеги предложили ей разместить фотографию в альбом натурщиков. Она отдала фотокарточку… и забыла. Но на нее же обратил внимание знаменитый скульптор Евгений Вучетич – тот самый, под руководством которого в 1949 году был создан величественный памятник-ансамбль в берлинском Трептов-парке, олицетворяющий  освободительную миссию Советской армии. Ему пояснили, что молодая натурщица – сотрудница Худфонда, с ней работали Виктор Думанян и другие скульпторы.

Евгений Вучетич, которого поклонники именовали «советским Микеланджело», познакомился с девушкой, предложил ей попозировать.

По несколько часов ежедневно он лепил из глины ее порывистую фигуру со знаменем в руке – во время сеансов она держала длинную деревянную линейку. В творческие замыслы Настю он не посвящал, хотя было понятно, что скульптор работает над чем-то величественным, высоким, патриотическим.

Позже его замысел несколько изменился. В правой руке скульптуры «Родина-мать зовет», открытой 15  октября 1967 года на Мамаевом кургане в Волгограде, он разместил меч. Потому что в начале февраля 1943 года рано было праздновать победу, предстояло еще более двух лет поражать мечом врага.

Несколько раз Настя обедала с семьей скульптора на втором этаже его мастерской. Недаром позже сын скульптора Виктор припомнил ее участие в создании «Родины-матери», как говорится, отметил документально.

Черты собирательного образа

rdmzАнастасия Антоновна, которая, судя по всему, была первым прообразом «Родины-матери», скромно помалкивала о том, что она явилась прототипом знаменитой скульптуры. А скульптор до самого открытия ансамбля продолжал работу над его центральным образом.

Известны имена натурщиц знаменитой скульптуры. Это жительницы Волгограда – студентка Екатерина Геворкянц и официантка Валентина Изотова, грузинка рекордсменка мира и восьмикратная чемпионка СССР по метанию диска Нина Думбадзе, ленинградка Елена Сидорова, москвичка Вера Покровская. Что касается лица скульптуры, то в литературе упоминаются имена супруги Вучетича Веры Владимировны и Екатерины Геворкянц. Именно их Евгений Викторович просил позировать с открытым ртом, как бы без конца выкрикивая букву «о».

В итоге облик «Родины-матери» получился собирательным. Но первой натурщицей «Родины-матери», вероятнее всего, была наша землячка.

Больше Анастасия Пешкова с Евгением Вучетичем не встречалась. Да и на Мамаевом кургане ей так и не довелось побывать.

Главным делом ее жизни, которому отдано больше трех десятков лет, был педагогический труд. Скромная школьная учительница три года, с 1971 по 1974-й, работала по контракту в столице Монголии – Улан-Баторе. После возвращения в Москву преподавала эстетику и политэкономию, занимала должность заместителя директора профтехучилища. В 1995 году переехала в Барнаул, последние годы жила в семье племянника, воина-интернационалиста Виталия Цыбенко. В декабре 2012 года ее не стало.

Фото: Скульптура «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде. Такую фотографию нашей землячки заметил в альбоме натурщиц знаменитый скульптор Евгений Вучетич. Анастасия Пешкова считала главным делом своей жизни труд педагога.

текст: Анатолий Муравлёв.

Комментариев нет.

Оставить комментарий