Намолленное место | Автограф
722-004

Намолленное место

По числу торговых площадей Барнаул азартно соревнуется с Петербургом. наш Обозреватель с пристрастием выясняет, кому это надо и чем это закончится.

Пете не сиделось дома, и он решил где-нибудь прогуляться. Вспомнил, что друзья советовали сходить в новый торговый центр «Галактика». Пошел. Людей там было мало, поэтому охранники и продавцы глядели ему вслед долгим драматичным взглядом. Пете стало неуютно, и он зашел в отдел брендовой одежды выбрать толстовку. Но присмотрел джинсы. Модные. За 10 тыс. рублей. Которые, впрочем, не купил. Уже на фуд-корте, Петя открыл ноутбук и, бегло пролистав официальные сайты торговых центров города, озадаченно начал: «Барнаулу не особенно повезло с музеями…»

Смотреть в корень

Барнаулу не особенно повезло с музеями – показывать нечего, до воссоздания единственного исторически значимого места — сереброплавильного завода — пока не доходят руки. Но где-то гулять горожанам и гостям города все-таки хочется. И так сложилось, что основным местом досуга города назвались торговые центры.

Первой ласточкой музеев торговли стала «Европа», открывшаяся в 2007 году. Раньше нее, в 2005-м, появился «Сити-центр», с первым в городе эскалатором, выстроенный в здании советского долгостроя – универмага на проспекте Красноармейском. Но массово народ полюбил центр именно на Павлике, хотя поначалу были сомнения, что кто-то захочет ходить в ТЦ через оживленный тракт. Популярность «намолленного места» у горожан не ослабевает и сегодня. Этому способствуют и кинотеатр, и фуд-корт, и россыпь  ресторанов вперемешку с магазинами бытовой техники и одежды по периметру. Венец торгово-развлекательной среды — аквапарк в соседнем здании. А вот выстроенный недалеко от «Европы» ТЦ «Москва», что называется, «не выстрелил». Небольшое фуд-место с блинами там тоже есть, но развлечений мало: специализация центра – продажа мебели. Каждого потенциального покупателя продавцы-консультанты готовы ловить за рукав, убеждая в красоте и надежности кроватей за 100 тыс. рублей. Обстановка в центре спокойная, немногочленные посетители не толкаются и на ноги не наступают.

Выживут немногие

По мнению одного из владельцев торгового центра «Галактика», даже в самых свирепых экономических условиях пара моллов в Барнауле будет востребована – людям нужно где-то отдыхать, куда-то ходить. Видимо, вопрос только в том, какие именно торговые центры города останутся на плаву при любом раскладе.

А то, что проблемы могут быть, – видно и сейчас. Главная из них – интерес арендаторов, которым нужны покупатели и прибыли. В громадном ТРЦ «Арена» несколько крупных арендаторов свернули свою деятельность – бизнес не случился.

Центр всем хорош, но людей там бродит относительно немного – сказывается расположение на краю города, необходимость специально ехать в него и невозможность зайти по пути с работы. Хотя развлечений – как для взрослых, так и для детей — в ТЦ достаточно. И парковка на тысячу с лишним автомобилей самая большая в городе.

Проблемы с арендаторами испытывают сегодня почти все центры города – и крупные, и небольшие, почти домашнего формата. Даже несмотря на то, что вместо фиксированных сумм владельцы берут теперь процент с оборота или даже соглашаются на простую оплату коммунальных услуг, торговые площади пустуют, гулкое эхо в тишине разносится по этажам. Несколько не флагманских площадей в городе выставлены на продажу – затраты на их содержание слишком велики.
За 50 — 200 млн рублей каждый желающий может прикупить себе в Барнауле торговый центр. Зачем? Музей устроить или зерно складировать – урожаи в крае традиционно велики.

Многолюдно только на хоженых тропах. Например, в ТЦ «Огни», открытом в 2012 году, прямом конкуренте «Европы», который в будни посещает около 10 тыс. человек, в выходные – в два раза больше. Есть кинотеатр, фуд-корт, рестораны, развлечения. Рядом спальный район, магистральные улицы. Только район преимущественно пятиэтажной застройки, а не девятиэтажной, как на Павловском тракте, Георгиева и Шумакова.

Торговый центр «Весна», открытый в 2011 году раньше «Огней», в этом районе был популярен, пока в нем обитал магазин «Бахетле». Теперь в целом интересный по концепции и атмосфере торговый центр от ажиотажа посетителей не страдает, хотя держит хвост пистолетом. То, чего нет в «Огнях» можно найти в «Весне» — идти недолго.

Другой пример близкого соседства торговых центров – «Первомайский»  и «Гулливер» — через дорогу друг от друга. Они расположены в обильно населенном районе проспекта Красноармейского.

Самые новые моллы Барнаула – «Лето» рядом с «Европой», «Пионер» на Новом рынке и «Галактика» на Строителей. Если у первого проблем с посетителями нет, то второй и третий стоят хоть и на бойком месте каждодневных автомобильных пробок, но «спальных» жилых кварталов рядом не имеют.

Самым архаичным можно признать «Норд-Вест», открытый 20 лет назад. До строительства крупных моллов он был в чести у всех горожан, а сейчас обслуживает население ближайших микрорайонов, став, по сути, предком небольших центров «возле дома», размноженных во всех концах города.

Почти Москва

Если Барнаул и столица – то это столица торговых центров. По мнению жителей Петербурга, даже в Северной Пальмире их число скромнее. Хотя, по данным Росстата, обеспеченность барнаульцев и петербуржцев торговыми площадями примерно одинакова. Разница, видимо, в организации торговли. Петербург – город небольших магазинчиков, Барнаул – торговых центров. Переход Барнаула в рыночную экономику тоже начинался с магазинчиков на «красной линии», но торговые площадки задушили их после десятилетия доминирования.

Всех торговых пространств в Барнауле не вспомнит даже заядлый краевед.  По факту в краевой столице работают более 75 торговых центров, общей площадью почти 300 тыс. кв. метров. А если считать с автоцентрами, бизнес-центрами и развлекательными комплексами с объектами питания – то площадь составит 430 тыс. кв. метров. Дефицит торговых площадей в городе отсутствует как данность. По информации председателя комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации Барнаула Александра Пугача, при нормативе 597 кв. метров на тысячу жителей в Барнауле по факту приходится 815 кв. метров.

По данным консалтинговой компании «Рилос», Барнаул входит в двадцатку городов России с самым большим количеством торговых площадей на тысячу населения. И краевой центр — единственный город Сибири, попавший в список. Больше торговых площадей только в Москве, Екатеринбурге и Краснодаре. Интересно, что в абсолютных цифрах Барнаул уступает Москве по торговле в 17 раз – около 400 тыс. кв. метров условных «прилавков» против 7 млн. кв. метров.
Но и по населению Барнаул отличается от Москвы в 17 раз – 700 тыс. против 12 млн. человек. Барнаул – почти Москва. Только платежеспособность другая.

Лицом к еде и будущему

О том, что Барнаул затоплен моллами, говорилось еще пять лет назад. «Хватит», — шептали горожане, но бизнес продолжал рисковать – конкуренция, большие перспективы. Экономический спад заставил планы скорректировать, но начатые стройки учредители довели до конца.

«Якоря» и сердца большинства барнаульских ТЦ сегодня — продуктовые сети. По оценке социологов АлтГТУ, сложившаяся структура торговли едой такова, что конкурировать с местной сетью в формате «магазин у дома» очень сложно. Поэтому федеральные игроки предпочитают развивать в Барнауле продуктовые супермаркеты, для которых моллы подходят идеально.

Интересно, что мнение гостей города и мнение владельцев крупных федеральных торговых сетей совпадают в том, что серьезная торговля непродуктовыми товарами начинается в мегаполисе с численностью 1,5 млн человек и выше. Поэтому так и не зашла и не планирует появляться в Барнауле «Икея», долго пришлось убеждать зайти в город «Ашан». Бренды в Барнауле продаются, по оценке жителей города, «слабенькие», а торговые центры не столько торгуют, сколько кормят и развлекают горожан.

Конечно, «намолленное место» – это модно и красиво. Но во многих регионах России их стараются строить поменьше или выносить на окраины, не тревожа архитектурный городской облик. Небольшие магазины на первых этажах зданий не портят застройку. Напротив, владельцы участвуют в поддержании чистоты на улице, ремонтируют фасады зданий. Крупные же центры к сохранению старого антуража никак не относятся – они создают новое лицо. Яркое, но не самобытное. Нужно ли это городу?

Владельцы торговых центров Барнаула признают – сегодня меняются технологии продаж, популярность набирают онлайн-магазины. Значительная доля продаж уже уходит и будет уходить в Интернет. А значит, чисто торговых перспектив у городских ТЦ немного, даже если ситуация в экономике края наладится.

Справочно

Общая площадь Эрмитажа в Санкт-Петербурге — 233 тыс. кв. метров. Это больше, чем площадь ТЦ «Галактика» в Барнауле. А экспозиционно-выставочная площадь в Эрмитаже — 66,8 тыс. кв. метров, что чуть меньше, чем площадь ТРЦ «Европа». На то, чтобы посмотреть каждую продаваемую вещь только в одном в торговом центре, нужно затратить несколько дней. Как и на просмотр экспонатов в Эрмитаже.

Текст: Петр Шульга.

Материал был опубликован в журнале «Автограф Алтай» №11 в 2017 году.

Комментариев нет.

Оставить комментарий