О природе любопытства | Автограф
722-004

О природе любопытства

«Чем тоньше лед, тем больше всем хочется убедиться, выдержит ли он» (с) Генри Уилер

Любопытство сопровождает нас на протяжении всей жизни и это факт. Мы хотим узнать конец фильма заранее, заглядываем на последнюю страницу книги, пролистываем ленту новостей, прислушиваемся, когда рядом с нами кто-то разговаривает по телефону, обсуждаем знакомых и всегда рады узнать как сложилась судьба людей, с которыми мы потеряли связь – все это проявление одного и того же качества.

Очень ярко любопытство проявляется у детей. Ребенок старается все потрогать, посмотреть, попробовать на вкус. Проявляется любопытство даже у животных! Например, вспомните, как реагирует кошка на новый предмет в интерьере, незнакомую игрушку, новогоднюю елку. Вот мой кот обязательно подойдет, проверит лапкой и обнюхает новое на его территории, и лишь после того, как убедится, что для него это не несет никакой практической значимости, займется дальше своим кошачьими делами.

Любопытство напрямую связано с интересом, но лишено стремления именно к познанию, хоть и является одним из весомых моментов в освоении новых знаний. В основном любопытство ситуативно и определяется внешними факторами, либо полученным ранее опытом. Это порыв, который активизирует человека на получение быстрого знания, которое удовлетворит возникший интерес. Есть такое выражение как «праздный интерес» — это как раз о любопытстве, которое не привязано к развитию запаса знаний, и информация, которую получит человек, не имеет для него особой значимости.

При всем при этом любопытство является важным моментом в формировании такой характеристики личности, как любознательность. Какое прекрасное слово, не правда ли? «Любовь к знаниям» — именно так мы понимаем любознательность и именно за это хвалим людей. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был любознательным, ведь стремление и любовь к знаниям положительно сказываются на становлении личности ребенка и его развитии.

Но вернемся к любопытству и тому, почему же «любопытной Варваре оторвали нос».

Любопытство проявляется часто в том, что человек, который не имеет абсолютно никакого отношения к ситуации и разворачивающимся событиям пытается в нее внедриться, тем самым нарушая личное пространство людей, которых это касается напрямую. При нарушении личного пространства человек защищается и вполне логично, что у него складывается отрицательное отношение к любопытному.

Так вот, подумайте, прежде чем попытаться что-то спросить или выяснить:

— Насколько это уместно делать именно вам?

— Касается ли вас эта ситуация и можете ли вы на нее повлиять?

— Если бы эта ситуация происходила с вами, были бы вы рады такому вниманию?

Если все эти моменты соответствуют вашим представлениям об этике общения, тогда, конечно, ничто вас не удержит. Но все же. Примите тот факт, что каждый человек имеет право на личное пространство и на то, чтобы самостоятельно определять, кого включать в свою жизнь, а кого нет. Тогда и нос у Варвары будет на месте и сама она останется довольна, потому как негатива по этому поводу от других к ней не будет.

фото: Екатерина Ляпунова

текст: Катерина Хряпчина

Комментариев нет.

Оставить комментарий