722-004

Русская культура в Вильнюсе

Собирать историю по крупицам, воссоздавать традиционные обряды старожилов Алтая и рассказывать об этих корнях людям – именно для этого в 2015 году был создан фольклорный коллектив «Утешная канарейка». О том, как обретает новую жизнь история наших предков, рассказала одна из участниц коллектива Светлана Пантюхина.

Светлана, как возникла идея создания вашего фольклорного коллектива?
Фольклорный этнографический коллектив «Утешная канарейка» появился в 2015 году. Я давно мечтала учиться этнографическому пению, но эта мечта стала реальностью, только когда я встретила уникального педагога, руководителя нашего коллектива Марину Сигареву, заведующую этнографическим отделением Алтайского краевого колледжа культуры и искусств, человека с огромным опытом и талантом. На занятиях мы осваивали  песенные традиции старообрядцев села Сибирячиха Солонешенского района Алтайского края. После полугода занятий Марина Николаевна предложила нам выехать на фестиваль и показать это уникальное песенное наследие  людям. Мы пригласили еще одного опытного фольклориста Альбину Богочанову, старшего научного сотрудника Художественного музея, которая  очень много лет занимается этнографией, и создали коллектив. Сегодня «Утешная канарейка» состоит из шести человек. Половина коллектива — фольклористы «со стажем», а половина — это люди, которые делают первые шаги в освоении песенных старожильческих традиций.Откуда вы черпаете информацию для своего репертуара?
В основном используем записи из этноэкспедиций, в которые ездили сотрудники Художественного музея, сама Марина Николаевна и Татьяна Куликова, народный мастер по традиционному костюму – человек уникальных энциклопедических знаний, которая знает о традиционном костюме России все, ну или почти все. Я также имела счастье несколько раз побывать в экспедициях в богатых песенными традициями селах Солонешенского района: Сибирячиха и Топольное. Я позже присоединилась к этому фольклорному движению, а участницы нашего коллектива, которые занимаются фольклором давно и профессионально, лично знали многих исполнителей – бабушек, чьи записи мы сейчас берем за образец настоящего этнографического пения. Почему нам очень сложно петь так, как они? Потому, что они этим жили: например, покосные песни пели на настоящем покосе, свадебные — на свадьбах, вечерочные — на вечерках. Фольклор — это не сценическая культура, это жизнь. А так как мы сейчас сено не косим, и свадьбы празднуем совсем иначе, то и сложно нам столько же жизни и души в эти песни вложить. Но мы стараемся. И чтобы полностью восстановить обряд, нужны, наверное, годы.Насколько современному обществу интересен фольклор?
Меня очень радует тот факт, что интерес людей к своим традициям, своему костюму, песням растет. В Барнауле у нас не так много коллективов – насколько я знаю, помимо нашего, взрослых коллективов в городе больше нет совсем, но их достаточно по Алтайскому краю, по Сибири, да и по всей России в целом. Мы делимся друг с другом информацией, общаемся – песенные традиции по всей стране очень разные, и нам всегда интересно сравнивать, черпать новые знания.Кладезь таких знаний и фестивали – так, в ноябре 2016 года вы посетили фестиваль, который проходил в Вильнюсе «Покровские колокола».
В Вильнюсе есть русский фольклорный ансамбль «Аринушка», члены которого и пригласили нас на этот фестиваль, где было представлено 9 стран: Белоруссия, Болгария, Грузия, Италия, Литва, Россия, Украина, Эстония. Мы увидели очень разные, но невероятно высокого уровня коллективы. На протяжении пяти дней мы выступали, радуясь возможности показать свою самобытную культуру, и наслаждались выступлениями коллег на разных площадках. Это был самый настоящий праздник фольклора, полный открытий и эмоций, созданный людьми, болеющими за свое прошлое и сохраняющими традиции своих предков.текст: Юлия Щанкина

фотографии предоставлены героем интервью

Комментариев нет.

Оставить комментарий