Школа – дома! | Автограф
722-004

Школа – дома!

 

По данным Главного управления образования и науки Алтайского края, в 2016 — 2017 учебном году в форме семейного образования в нашем регионе обучается 80 детей. В основном это учащиеся начальных классов. Обучение в семейном формате предполагает отказ от получения образования в общеобразовательных организациях. Родители полностью принимают на себя обязательства по обучению ребенка. И организуют его так, как посчитают нужным.

Елена Степанова – мама троих детей, старший сын со второго класса учится дома. «У нас начались вопросы еще в детском саду. Тимур – мальчик  любознательный, он любит ходить в музеи, и как-то сама собой у него началась проектная деятельность. Он стал придумывать разные музеи, делать динозавров из конструкторов и водить нас на экскурсии. У него возникла такая потребность – не только выслушать информацию, но и что-то рассказать самому. И он с этим проектом на листочке пришел в детский сад, а воспитательница сказала, что это – чепуха! Тогда у меня и стали появляться мысли – а кто воспитывает наших детей? При этом наши воспитатели получили высшее образование, и особых претензий к ним не было. Просто к детям система образования относится, как к конвейеру. В школе на объяснение нового материала уходит 5 – 15 минут, а остальное время тратится на дисциплину и опрос домашнего задания, во время которого один говорит, а все остальные ничего не делают», — рассказывает прогрессивная мама о причинах перехода на семейное образование.

Домашний класс

Семейное образование строится по индивидуальным предпочтениям и способностям ребенка. Родители сами могут проводить уроки или нанять репетиторов. «Иногда дома создается школьный класс, покупается доска, парта, занятия засекаются по времени: как правило, урок длится 15 – 20 минут. Бывает, семьи объединяются, например, один папа знает физику, мама – биологию, другая мама – журналист и хорошо разбирается в русском языке. Так организуется семейная школа: снимается коттедж или офис, внутреннее пространство организуется в свободном стиле. Я знаю, что такое есть в Москве, в Горном Алтае. Принципы семейного образования активно реализуются на Западе.
В Дании, Швеции, Финляндии даже в школе ребенок может выйти, полежать, отдохнуть. Есть открытые пространства, работающие, как форум», — делится информацией Елена. И признается, что самое сложное было в первый год перехода на новый формат образования: «Я старалась организовать школу дома, наседала: если раньше делал по пять страниц заданий за раз, то и сейчас должен. А ему за это время уже отбили желание учиться, он говорил: «Мне этого не задавали, не буду делать». Примерно год идет «расшколивание», ребенку возвращается та любознательность, которой он горел раньше. В этот период многие отказываются от идеи обучения дома и снова возвращаются в школу, потому что сложно совладать со своими требованиями».Срез знаний

Дети, находящиеся на семейном обучении, должны проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию. Это можно сделать в любой общеобразовательной школе по официальному запросу.

Программу второго класса Тимур сдал уже к февралю. «За все время обучения сын ходил  к репетитору пару раз, за 2 – 3 месяца они прошли всю школьную программу года. Информация усваивается эффективней, когда ребенок занимается в хорошем расположении духа, отдохнувший и готовый впитывать знания. Процесс обучения индивидуален, кому-то нужно заниматься за столом, а кому-то плясать во время уроков. У Тимура есть склонность к гиперактивности, ему проще запоминать все в движении: он танцует и кидает фразы. В третьем классе у нас был опыт анскулинга – когда программу не изучают, ребенок развивается самостоятельно, а к маю смотрит вопросы, что-то доучивает и легко сдает. Мы практически не занимались уроками, делали что хотели. Сейчас он занимается самостоятельно, способен сам взять уроки, увлечься на две недели, а потом забыть о них на полгода. Мы часто обсуждаем с ним что-нибудь интересное, недавно он предположил, что если соединить гены человека и червяка, то можно существенно увеличить срок жизни. Он в пятом классе, насколько я помню, генетику проходят в десятом…»

Социальная адаптация

Дети, получающие образование в семейной форме, имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, официальных спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях. Тимур занимается плаванием, танцами, изобразительным искусством, карате, музыкой и кораблестроением. Недавно у него состоялась персональная выставка фотографий, живописных и графических работ. Общаться он предпочитает с более старшими ребятами: «На самом деле, самая большая проблема – это то, что остальные постоянно заняты! Они сидят в школе, потом занимаются с репетиторами, кропят над домашними заданиями. Мои дети много гуляют, общаются с разными людьми. Тимура знают во всех школах округи. У него взрослые друзья, с которыми он постоянно что-то обсуждает. Ребенок в школе – это рыбка в аквариуме, а на семейном образовании – это рыбка в пруду, в естественной среде обитания».

Младших девочек Елена отдавать в школу тоже не собирается, они сами тянутся за братом, учатся у него. О высшем образовании пока сложно планировать, мало ли что может измениться. Главное, что ребенок счастлив и может самореализоваться в данный момент – здесь и сейчас.

Комментарий в тему:

Светлана Малохвей, педагог-психолог детского оздоровительно-образовательного центра «Гармония»:
Семейное обучение имеет индивидуальный подход к ребенку. Но у него есть как плюсы, так и минусы. В моем опыте основной причиной перехода на новый формат обучения стало то, что ребенку было неинтересно общаться в коллективе детей, он не нашел общего языка с учителями. Родители могут сделать ставку на физическое развитие ребенка, если он, например, подающий надежду хоккеист. Процесс образования дома выстраивается наиболее оптимальным образом, здесь есть возможность определить программу обучения (добавить какие-то предметы), подобрать комфортный режим и темп занятий. В дошкольный период с особым вниманием нужно относиться к поведению ребенка в обществе, следить, чтобы он не был агрессивным. Естественный процесс коммуникации можно выстроить с помощью посещения секций, развивающих комнат, которых у нас в городе много.

Текст: Анна Черетун

Фото предоставлены героем интервью

материал опубликован в январском номере журнала в 2017 году

Комментариев нет.

Оставить комментарий