Школа с изнанки. Мнение молодого педагога о том, с чего начинается обучение | Автограф
722-004

Школа с изнанки. Мнение молодого педагога о том, с чего начинается обучение

Образование начинается с учителя. Быть учителем — тяжелый как умственный, так и физический труд, который должен быть уважаем и хорошо оплачиваем. Учитель, в свою очередь, должен быть не только квалифицированным специалистом своего дела, он должен подавать пример своим ученикам и стремиться обогатить их знания, привить интерес к обучению, к получению новых навыков и саморазвитию.

Сегодня молодой учитель истории Евгений Гладченко рассказал нам, так ли все обстоит в российских школах, как дети относятся к образованию и самое главное, как он сам мотивирует ребят к получению новых знаний.

Евгений, расскажите, почему когда-то вы решили стать учителем?
Сколько себя помню, по истории у меня всегда была «пятерка». Классе в девятом, Галина Викторовна Колтукова, мой учитель по истории, предложила мне: «А хочешь урок провести в?». От этого предложения невозможно было отказаться и пребывал я в неописуемом восторге. Неделю готовился, план урока составлял, показывал, спрашивал, как все лучше организовать. И провел. Мне так понравилось, что в тот момент я и решил стать учителем.

А почему вы выбрали именно историю?
Этот предмет у нас появился в пятом классе и вел его Борис Павлович Гуков — гениальный педагог. Он вел предмет так интересно, что я навсегда влюбился в историю. Когда он захватывающе рассказывал про древние эпохи, появлялось ощущение, будто ты сам попал в пещеру к неандертальцу или в Шумерское царство. Иногда он приносил разные археологические находки – например, показывал остроту каменных орудий, как-то раз даже при учениках побрился каменным резаком.

Теперь вы сам – учитель. У каких классов ведете занятия?
Я преподавал в классах с 5 по 9. В этом году еще добавляются 10 и 11 классы, школа-то крупнее, к успеху иду, еще в четвертом буду вести ОРКСЭ (Основы Религиозной Культуры и Светской Этики, но упор все же на религию). Как такой предмет оказался в школьной программе светского государства – ума не приложу. И вообще не понимаю, как астрономия, более перспективный и практически более востребованный предмет, является тестовым в 10-11 классах в семи школах Алтайского края…

Быть учителем непросто, а быть молодым учителем, наверное, непросто вдвойне? Старшие коллеги помогают вам на этом поприще?
Да, я нередко сам у них спрашиваю совета по тому или иному вопросу, потому что у них, действительно, и опыта, и профессионализма больше. Незачем наступать на старые грабли, когда  можно спросить, как их обойти. Так что не вижу в этом ничего зазорного.

Как вы себя чувствуете в женском коллективе?
Коллектив у нас действительно женский. По моим наблюдениям — один джентльмен на пятнадцать леди. Я и вовсе был единственным представителем сильной половины человечества в нашей школе. Конечно, бывают среди дам конфликты, но мы частенько устраиваем душевные посиделки в школе. Сидишь, объешься салатов-солений-варений, голову рукой подопрешь и слушаешь акапелло. У нас Антонида Ивановна и Валентина Макаровна очень хорошо пели — как зарядят дуэтом, все подхватят. Иногда хочется сказать как в старом мультике «Щас спою…», но никак – песен я таких не знаю, они, наверное, молодости их родителей еще, эти песни.  Но очень уж они хорошо поют.

Давайте обсудим спорный для многих вопрос – ЕГЭ. Что вы о нем думаете?
Сколько бы ни ругали ЕГЭ – а мне эта система нравится. Да, есть недостатки, главный из которых – вариативность, из-за которой даже обезьяна, тыкая в случайные ответы, может перешагнуть порог сдачи. Но этот недостаток нивелируется частью «В» и «С», где уже и голову придется включить. Просто система ЕГЭ упрощает дальнейшее поступление в учебные заведения, где без ЕГЭ пришлось бы сдавать вступительные экзамены. Для городских детей это не являлось бы проблемой – сходил, прорешал, домой пришел. А для детей из сел и деревень? Это нужно приехать, где то жить, ибо вряд ли за один день сдашь экзамены во всех желаемых учебных заведениях.

Еще говорят, что из-за ЕГЭ (точнее, той самой вариативности ответов) падает интеллект и свобода творчества, будто, выбор ограничен. И со времен ввода ЕГЭ проходной балл только понижается, и, в общем, мы сотворили зло. Чушь. Тестовая система испокон веков применялась в отечественной системе образовании – контрольные, срезы знаний и т.д. Дело-то не в ЕГЭ, дело в образовательной политике и в поколении. Мое поколение 1992-1994 года – это последнее поколение, выращенное без Интернета. А если он и был, то работал только в том случае, если ты вокруг него с бубном бегал. Да и всяких сочинений и готовых докладов в нем тогда не было. Чтобы написать доклад, нужно было идти в библиотеку, искать информацию, перебирать ее, в кучу собирать. А сейчас? Скачал готовое, даже не отредактировал – ссылки в каждом слове, о чем тут можно говорить? Но это лишь малая вершина айсберга.

При этом, приходится ли сегодня говорить об интересе учащихся к образовательному процессу?
Конечно. До 5-6 класса у детей глаза горят, у них видна тяга к знаниям. А вот дальше – зачастую, интерес пропадает. Лично я это связываю с тем, что в 7 классе кончается получение практических знаний в школе и весь образовательный процесс перестраивается на то, чтобы развивать мышление. У детей зачастую возникает вопрос: «А зачем оно мне надо? Чем мне это в жизни пригодится?». Отсюда возникает и апатия к изучаемым предметам по причине бесполезности, и, как следствие, нежелание учиться. Я и сам частенько подумываю, когда же мне пригодится умение вычислять дискриминант, строить график функции F(y)=x2

А как вы думаете, зависит ли заинтересованность ученика от учителя, от способа подачи информации?
Ответ очевиден – конечно, влияет. При монотонной, скучной подаче материала у детей не возникает желание изучать что бы то ни было. У них возникает желание спать. Покажи им опыт на химии, где две жидкости при смешивании вспенятся – и им захочется повторить, узнать, почему же они вспенятся. Покажи им археологическую находку или своди в музей, где к древности можно прикоснуться, и им захочется даже во внеурочное время узнать побольше о жизни кроманьонцев или древних славян. Немаловажны способности и склонности ученика, но педагогические приемы учителя все же важнее.

текст: Эльвира Шредер

2 комментария

  1. Евгений

    01 Сен 2017

    спрашивали. Но решили, что о таком позорище лучше не упоминать

  2. Дима

    31 Авг 2017

    Что про зарплату не спрашивали?

Оставить комментарий