Как построить «Детский Университет» | Автограф
722-004

Как построить «Детский Университет»

Мама пятерых детей, владелец и руководитель семейного монтессори-клуба «Детский университет» в Барнауле Елена Виноградова рассказала о том, как создать пространство, где дети, родители и педагоги — как семья.

Елена, как началась ваша история в монтессори-педагогике?

Я окончила педагогический университет, после чего девять лет проработала логопедом в детском саду, поэтому смело могу сказать, что изнутри знаю педагогическую «кухню». На момент окончания учебы у меня уже было двое детей, а когда родился третий ребенок, посетила мысль, что нужен свой детский сад. Меня не устраивала система традиционного образования и именно тогда я познакомилась с «Монтессори», где меня заинтересовало то, что дети гораздо быстрее все усваивают, если ими не руководить и предоставить возможность заниматься тем, чем они хотят и столько времени сколько они хотят. Я пошла учиться на педагога-монтессори и приняла решение открыть свой центр с образованием и развитием по этой системе. После рождения двойняшек у меня стало уже пять детей — и все пошло само собой.

У вас монтессори-ясли «Гнездышко» (от 6-ти месяцев до 3 лет) и монтессори-школа (от 3 до 7 лет) – и все это вы объединяете под названием Семейный монтессори-клуб «Детский Университет». То есть все это связано между собой, и дети переходят с одной ступени на другую?

Да, это единая система. И я иду к тому, чтобы открыть начальную школу по системе Монтессори. Это будет пилотный проект, опять же, для своих детей. В начальной школе будет всего несколько человек.

А как будет решаться вопрос с «официальной» школой и аттестацией?

У меня много знакомых родителей, которые занимаются семейным образованием, поэтому не вижу здесь никаких сложностей. По окончании года сдается определенный экзамен в школе. Другой вариант — в Санкт-Петербурге есть Центр заочного обучения, к этой школе прикрепляются, сдают экзамены и тесты онлайн. Я, конечно, планирую лицензироваться, но это ведет за собой бумажную волокиту и необходимость следовать традиционной программе. Например, если в традиционной системе нужно, чтобы ребенок за полгода выучил определенные базисные знания по русскому языку и математике, то в Монтессори ребенок может все полгода заниматься одной математикой, если ему это интересно. В Барнауле есть лицензированная начальная школа Монтессори, и когда я разговаривала с педагогами из этой школы, то они указывали на эту проблему — когда много различных бумажек, диктантов, которые нужно провести. И они пытаются как-то подстроить детей под эту систему. Например, рано писать какие-то контрольные или диктанты, а они пишут, потому что нужно делать этот срез. Единственное, чего они точно придерживаются – это отсутствие оценочной системы. Детям не говорят результаты, а описывают, что «стало хуже или стало лучше», указывают на то, где надо подтянуться и так далее, а оценки выставляются только для «бумажек».

А есть средние школы Монтессори?

Да, есть. Но, к сожалению, не в Барнауле. В Санкт-Петербурге, например, есть такая школа – Вали Михайловой. Есть и старшая школа профессионального обучения Монтессори.

И нигде нет оценок?

Да, в Монтессори нет оценочной системы. Вообще это все очень интересно. У детей 7-8 классов есть определенный ремесленный интерес, они любят ручной труд, росписи, вырезания по дереву, поделки, шитье. Они учатся и параллельно получают профессиональные знания. Конечно, это не подтверждено какими-то сертификатами и документами, но если ребенок в дальнейшем захочет получить профессиональное образование, у него уже есть огромный пласт знаний и опыт. Кроме всего прочего, несмотря на отсутствие оценочной системы монтессори-образование очень глубокое и дает гораздо более углубленные знания, чем традиционная школа, потому что исходит из интересов ребенка.

Какие у вас были сложности на начальном этапе вашей работы?

Я понимала, что для монтессори-центра необходимо не только оборудование, но и квалифицированные специалисты. Поэтому с самого начала со мной работали два человека, которые были заинтересованы в данной системе образования для своих детей. Я платила им зарплату из собственных средств, чтобы они работали и получали практический опыт. В первое время мы работали только со своими детьми. Сейчас уже у меня есть возможность взять педагогов в ясли, которые могли бы работать с детьми, а сама я больше занимаюсь монтессори-садом, старшей группой для детей от 3 до 6 лет. Ясли уже работают «на рельсах», без моего участия в качестве педагога, я выполняю только руководящие и методические функции. В настоящий момент у меня два педагога в одной группе и три — в другой. Кроме того, есть девушки, которые выполняют работу по продвижению в обмен на посещение моей школы.

Как вы осуществляете контроль?

Прежде всего, по результатам. Если педагог заинтересован, хорошо выполняет свою работу и с детьми, и с родителями, то это видно по наполняемости и посещаемости групп. Кроме того, я обучалась по программе педагога-монтессори и знаю, что спрашивать с сотрудников в отношении методики преподавания. В «псевдо-монтессори» центрах часто бывает ситуация, что педагог даже отучившись, приходит в центр и делает, что хочет. Руководитель иногда просто не знает предмета. Для меня же – это принципиальный момент. Всегда сначала еду сама учиться, чтобы понимать и знать, насколько правильно работают мои сотрудники и как должен строиться процесс.

При таком активном личном включении в работу у вас есть возможность уехать или оставить на кого-то центр?

Честно скажу, что стараюсь этого не делать, но в прошлом году я уезжала в командировку на три недели, и все работало идеально. Занятия в группах проводились без заминок, педагоги меня не подвели. Это очень положительный знак, если бизнес может работать без руководителя семь дней, а если практически месяц — это хороший повод гордиться моей командой. При этом мне не нужно было кого-то оставлять за главного, так как все делалось в рамках определенных зон ответственности. Я была очень довольна.

Елена, скажите, как вы считаете — вы предоставляете услуги ребенку или его родителям?

Мы работаем с семьей, наш клиент – это семья в целом. Бывают ситуации, что ребенок, приходя сюда, виснет на маме и говорит, что он хочет домой, но в нашем детском саду у родителей не возникнет сомнений, что в отношении их детей было допущено какое-то неадекватное поведение, и такое поведение ребенка вызвано чем-то внешним. У ребенка могут быть капризы, но моя задача как профессионала дать инструменты для решения этих проблем. Это я делаю не только в процессе своей работы, но и на специальных семинарах, где мы учим, как реагировать на какие-то вещи или как получить определенный эффект от взаимодействия с ребенком. Мы работаем в тесной связке с родителями, проводим регулярные семинары, консультации и раз в три месяца индивидуальные встречи с родителями, где я рассказываю о достижениях ребенка, о том какие задачи ставились и т.д. Для некоторых родителей очень важно, что семья включена в процесс образования. Более того, это возможность для одного родителя донести другому какую-то информацию. Например, мужчине важно, чтобы с ребенком занимались. А женщине важно, что мы работаем именно с семьей, потому что мы рассказываем, как общаться и вести себя с ребенком. Малыш копирует поведение взрослых, и если папа, приходя с работы, сразу «уставился» в компьютер или телефон, то и ребенок — будет это делать. На наших семинарах мы стараемся помочь родителям лучше понимать детей, их потребности, чтобы они умели растить гармоничную личность.

Каким вы видите развитие своего бизнеса в перспективе?

Я строю систему, но глубина моего развития будет ограничиваться начальной ступенью школы от 6 до 9 лет. Это последняя ступень, которой я хочу сейчас ограничиться. После этого мне надо будет остановиться, посмотреть, подождать, проанализировать – мне нужно будет понять, что я от этого могу реально ожидать. Начальная школа для меня — темный лес! Пока моя цель – «отработать» этот момент.

Что касается развития вширь, то хочу открыть еще один центр в нашем городе. Варианты франшизы или открытия в других городах, даже Алтайского края, не рассматриваю, поскольку я хорошо могу делать только то, что буду делать самостоятельно. Я не встречала таких людей, которым смогу доверить свой бизнес на 100%. Поэтому мой вариант – это локальное развитие, возможно пригород – там, где я смогу все проверить. Мне важно все контролировать самой.

Монтессори-школа забирает весь ваш день. Как вы совмещаете работу в Центре с необходимостью проводить время со своей семьей?

У меня свободны только выходные. Мы проводим семинары, но сейчас и мои педагоги стали этим заниматься. Старшие дочери уже совсем взрослые, у них своя жизнь, думаю, им хватает моего внимания. Младшие дети ходят в мою группу, хотя это не очень хорошая история, когда мама воспитатель, но я стараюсь дистанцироваться от них. Плюс в том, что я постоянно их вижу. Много сил занимает необходимость отвозить детей на секции и тренировки, так как почти каждый день с 18.00 до 20.00 у кого-то они обязательно есть. А вообще стараюсь ложиться спать в 22.00, но не всегда получается.

Несмотря на большую занятость, я считаю, что, во-первых, женщина должна работать, тогда у нее меньше времени, на то, чтобы быть чем-то недовольной (смеется). У меня нет свободного времени, чтобы посидеть и поворчать. Во-вторых, моя работа приносит мне колоссальное удовольствие. Я и детям говорю, о том, что это важно, чтобы работа приносила удовольствие. Я — счастливый человек – люблю свою работу. Мой центр – это мое дело. И это скорее хобби, чем бизнес. Надо искать для себя такую нишу, которая будет для вас отдушиной в жизни.

Текст: Алексей Кухаренко.

Фото из архива Елены Виноградовой.

Полную версию интервью читайте на сайте kuko.biz

 

Комментариев нет.

Оставить комментарий