Константин Безматерных о транзакционных продуктах, трендах и точках роста
О транзакционных продуктах, факторинге, международном финансировании, трендах и точках роста рассказывает заместитель регионального директора ОО «Алтайский» ПАО «Промсвязьбанк» Константин Безматерных.
— Поговорим о транзакционном бизнесе. Какие главные тренды в транзакционном и расчетно-кассовом обслуживании?
— Главный тренд – это мобильность. Мы живем в новом мире, в котором никто не хочет тратить лишнее время на второстепенные вопросы, тем более в бизнесе. Современный банк должен иметь не только удобный и функциональный интернет-банк, но и не отстающее от него по возможностям мобильное приложение. С помощью мобильного приложения ПСБ клиент может осуществить все необходимые операции. То же самое касается открытия счета. Для этого не обязательно приезжать в банк. Клиент Промсвязьбанка может забронировать счет онлайн, а наш менеджер приедет к нему, оформит счет, все документы и так далее. Весь этот процесс занимает один рабочий день.
— Какие транзакционные продукты Промсвязьбанка пользуются особенным спросом среди клиентов?
— Если говорить о наших драйверах, то я бы выделил продвинутые решения cash management, такие как «Мультихолдинг» – прямое управление счетами дочерних структур компании, и физический и виртуальный cash pooling. Физический «пулинг» подходит для компаний, у которых большая филиальная сеть или много дочерних структур. Этот инструмент позволяет консолидировать остатки разных филиалов на одном счете и далее перераспределять деньги в реальном времени. Виртуальный «пулинг» позволяет получать повышенный процентный доход путем виртуальной консолидации остатков на счетах компаний холдинга. Физического перемещения денежных средств между участвующими в пуле счетами не происходит, но при этом проценты начисляются на всю сумму средств. Средства работают, генерируют процентный доход.
Отмечу, что Промсвязьбанк в 2017 году вошел в ТОП-10 крупнейших банков Центральной и Восточной Европы в сфере cash management и вновь признан лучшим банком в России.
— Промсвязьбанк традиционно является лидером и на рынке факторинга, какие преимущества получает бизнес?
Прежде всего, факторинг позволяет решить проблему нехватки оборотного капитала и значительно расширить сбыт за счет привлечения новых контрагентов. У компаний-поставщиков, например одной из ведущих компаний края в области переработки «Киприно», появляется возможность получения средств сразу после отгрузки товара, что особенно эффективно при поставке товара в торговые сети на условиях отсрочки платежа. При этом залоговое обеспечение не требуется.
— И все же, что помогает быть на шаг впереди?
— Не каждый банк может себе позволить факторинг, это очень сложный и финансово затратный продукт. Чтобы предоставлять клиентам качественно эту услугу, мы собрали сильную команду и наладили технологию. Факторинговая услуга подразумевает сложный трехсторонний документооборот – товарные накладные и счета-фактуры, реестры денежных требований, извещения о должнике и др. Интернет-сервис существенно упрощает и ускоряет все взаимодействия. В Промсвязьбанке внедрена система электронного документооборота (между банком и поставщиком, а также между поставщиком, дебитором и банком) в рамках сделок по факторингу. Онлайн-платформа позволяет мгновенно получать финансирование без передачи печатных первичных документов в банк. Клиенты ценят возможность оперативного получения средств.
— Какие предложения банка наиболее востребованы бизнесом, ведущим внешнеэкономическую деятельность? Каковы ваши конкурентные преимущества на этом рынке?
— Доля экспортных сделок в нашем портфеле растет из года в год, сейчас это 40%. Если вернуться в 2013 год, она составляла всего 10%. Отчасти это связано с появлением работающих инструментов поддержки экспорта со стороны государства. Сыграла на руку и экономическая обстановка. Поэтому закономерно, что экспорт начал расти.
Наши конкурентные преимущества – это и сбалансированная линейка продуктов, и накопленный опыт, и обширные связи с иностранными банками-партнерами.
Можно выделить несколько основных продуктов для компаний-экспортеров: предэкспортное финансирование, гарантии возврата аванса и исполнения контракта, финансирование сбыта и кредитование напрямую зарубежного покупателя с целевым назначением «оплата российского экспорта».
Для клиентов важна не только продуктовая линейка, но и готовность банка в решении задач экспортеров. Мы всегда анализируем потребность клиента, входим в его положение, ищем совместные выходы из различных ситуаций, досконально изучаем взаимодействие покупателя с поставщиком и выдаем уже готовое решение.
Есть очень сложные сделки, где шаблонный подход невозможен, под такие сделки мы разрабатываем индивидуальные решения.
— Промсвязьбанк многие годы занимает прочные позиции на международном рынке.
— Вы правы. Банк считает экспортно-импортное направление одним из наиболее приоритетных. И, как я сказал выше, государство сделало несколько шагов для улучшения положения экспортеров. С этого года Министерство экономического развития запустило программу по субсидированию процентных ставок по кредитам, предоставленным иностранным покупателям наших экспортеров коммерческими банками. Можно субсидировать ставку до 3% годовых в иностранной валюте на срок до трех лет. Этот инструмент повышает конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках. Промсвязьбанк – один из лидеров на международном рынке. Мы более 10 лет сосредоточенно развивали сеть банков-корреспондентов, отработали механизм работы на азиатском направлении, отлично знаем рынок Европы и имеем там прочные связи. Также не забываем про американские банки. Кроме этого, наш банк – частный, и нам до сих пор открыты рынки иностранного капитала, и мы можем привлекать льготное фондирование, что является огромным плюсом для наших клиентов.
П.С. Промсвязьбанк поздравляет всех жителей Алтайского края с Новым годом и Рождеством! Желаем стабильности, благополучия, успехов и крепкого сибирского здоровья!
Материал опубликован в журнале «Автограф» №12 в 2017 году.