Общество публичного потребления
Уже совсем скоро успешным будет считаться человек, который может позволить себе купить тело, лицо, здоровье, слетать на орбиту и завладеть электрокаром. Мария Кулагина, вооружившись цифрами, доказывает: консюмеризм — обратная сторона тщеславия. И он неистребим.
Как только древний человек впервые повесил себе на грудь зуб убитого тигра, а на плечи накинул его шкуру, зародилось общество публичного потребления. Согласитесь, можно было бы и не надевать ожерелье из зубов на шею. Ну, убил ты тигра, да и съел потихонечку. И на плечи можно было бы шкуру домашнего барана накинуть. Однако человек существо социальное. И потому он желает не просто потреблять (мясо, шкуры, зубы), но и демонстрировать своим соплеменникам символы статуса и личных побед.
Годы идут, столетия сменяют друг друга, а общество публичного потребления не только не сокращает своих масштабов, но значительно наращивает их.
Квартира, дача, машина – вот основные символы успешного во всех смыслах советского человека. Совсем еще недавно, буквально пару-тройку десятков лет назад, кухонный гарнитур и холодильник «Бирюса» являлись заветными целями многих советских граждан. Люди годами копили деньги на мягкий уголок или стенку. Совсем еще недавно человек, имеющий кассетный магнитофон или видеоплеер, был, как небожитель, которому удалось добиться чего-то такого, что далеко не всем доступно.
А что же современники? Аналитики в настоящее время сходятся во мнении, что средний прирост потребительского рынка в России за последние годы составляет 10-15% ежегодно. Как свидетельствуют исследования ученых-экономистов, главной характеристикой успешности среди людей в возрасте 18-45 лет сегодня являются материальные средства.
Современными символами успеха стали: смартфоны последних моделей, украшения и дорогая одежда, машины, катера (яхты), загородные дома, экзотические животные. За казалось бы кризисный период 2008 — 2010 гг. продажи производителей гаджетов таких компаний, как Apple, Sumsung, Blackberry, HTC на крупнейшей торговой площадке Amazon выросли на 20-50%.
Думаете, производители не прикладывают к этому никаких усилий? Расходы на рекламу многих компаний достигают трети выручки. Это говорит о том, что производители очень усердны в формировании нашего желания «потреблять».
Современная маркетинговая идеология «одного клика» направлена на максимальное сокращение транзакций между возникшим желанием человека что-то купить и самим действием. Увидел в Интернете – нажал кнопку, и вот уже заветная покупочка спешит к своему обладателю по почте.
Меняются не только объемы потребления. С появлением социальных сетей существенно изменились и масштабы аудитории, которой может быть продемонстрирован успех. Инстаграм, ВКонтакте, Фейсбук и Одноклассники пестрят фотографиями на фоне моря-яхты-дома. Теперь есть возможность выкладывать не только фото, но и видео, демонстрирующие успех. А добавленные к картинкам красочные описания, как вкусно и дорого посидели в ресторане или как весело и богато отметили свадьбу, заставляют «включаться в гонку вооружений» даже не очень активных потребителей.
Потребляются не только товары, но и услуги. Парикмахеры, стилисты, косметологи, коучи и психологи – сегодня переживают небывалый всплеск спроса. Объемы потребления растут, но откуда деньги на все это изобилие? Быть может, существенно выросли доходы россиян? Денежные доходы с 2013 г. по 2016 г. увеличились всего на 19% – с 25,9 тыс. руб. до 30,8 тыс. руб.
Тогда откуда берутся средства? За последние годы долговая нагрузка россиян выросла в разы. Так, в 2010 г. объем выданных потребительских кредитов составлял 3573,7 млрд руб., а в 2015 г. – 11 329,6 млрд руб. В 2016 г. только за 3 первых месяца было выдано потребительских кредитов на 10 426,8 млрд руб., что практически равно объемам всего 2015 г.
Но все это цветочки по сравнению с тем, что будет происходить с обществом публичного потребления в ближайшие годы:
— объемы потребления будут расти и дальше. Ведь на это ориентированы экономики большинства мировых держав;
— технологии и каналы продаж по прежнему будут двигаться по пути минимизации времени и действий от момента возникновения желания «купить» до его реализации. «Не надо думать – жми кнопку и покупай!» — именно такая философия просматривается сегодня на потребительском рынке;
— новые формы финансирования, кредитные продукты и инновационные платежные средства (такие как токены и криптовалюты) и технологии (поднес смартфон к терминалу и рассчитался биткоинами) также сослужат хорошую службу производителям товаров и услуг;
— производители не дадут потребителям долго пребывать в состоянии «все это я уже видел, мне это надоело»! Они будут предлагать новые, ранее не существующие товары и услуги, задача которых, тем не менее, стара как мир – заставить человека «потреблять». Наиболее динамично развивающимися экономическими отраслями в ближайшие годы и десятилетия станут: Helthcare (здоровье, уход, пластика, трансформация лица и тела, импланты и т.д.), космическая отрасль и новые виды транспорта.
И если кто-то скажет, что обществу потребления приходит конец, – не верьте. Вполне может оказаться, что этот человек уже «перекроил» себе часть тела, забронировал билет компании VerginGalactic в космос и стоит в очереди на электрокар Tesla.
Уровень расходов мировых брендов на рекламу в % от объемов продаж, за период 2008-2010 гг., в % | источник: Чакалова В.Ш. Изменения социальной структуры российского общества / Российская наука в современном мире Сборник статей X международной научно-практической конференции, Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2017. – С. 168-170
Мария Кулагина, финансовый эксперт, к.э.н.
@maria_kulagina_fins
Материал опубликован в журнале «Автограф» №12 в 2017 году.