Твоего ума гены
Хорошая новость: ученые доказали, что математика и музыка для мозга – одного поля ягоды, а интеллектуальные способности передаются по наследству. Журналист и будущая мама Маруся Загорска озадачилась: чем и как заполнять семейный генофонд?
График современного первоклассника может напугать даже Мадонну, которая вот уже лет тридцать без отрыва от гастролей умудряется записывать песни, сниматься в клипах и даже сочинять сценарии для кино. Наши дети с младенчества занимаются плаванием, берут нахрапом все секции и кружки разом… Впрочем, у такого подхода есть и ярые противники. Обычно это любящие бабушки и дедушки, которым жалко крошку. Если родственникам сложно определиться, что же лучше для малыша – выбрать одну дисциплину и упорно стремиться стать в ней номер один или позволить ребенку попробовать себя во всем. То ученые на этот вопрос уже ответили достаточно четко. Сперва ребенок должен сделать свои мышцы, причем и тела, и ума, крепкими и гибкими.
Если мама и папа спят и видят, как ребенок строит блестящую карьеру в какой-то высокоинтеллектуальной профессии, то выбор, математиком он будет или лингвистом, можно отложить вплоть до окончания школы. По результатам исследований для такой работы важно, чтобы многочисленные участки мозга работали как можно активней, и чем больше их задействовано, тем лучше. Как и мышцы тела, разные части мозга работают только при определенных видах нагрузки, чтобы накачать их, требуются разные тренажеры, то есть виды занятий. Всесторонне развитый ребенок, попробовав «на зуб» многие дисциплины, сможет не только выбрать, что ему нравится, но и с большей легкостью освоить этот предмет. Тут главное не делить уроки на важные вроде математики и русского языка и второстепенные. Искусство – не десерт, от которого можно отказаться, когда плотно пообедал свежей отбивной из математических упражнений и витаминным салатом из иностранных языков. На этом настаивает известный российский исследователь мозга Татьяна Черниговская. Настаивает, конечно, опираясь на итоги многочисленных экспериментов, своих и коллег со всего мира. Так, всего несколько лет назад, дождавшись создания магнитно-резонансного томографа невероятной мощности и точности, ученые наконец смогли «сфотографировать», как ведет себя серое вещество в черепе людей, которые решают задачи по физике, читают серьезную литературу или играют на скрипке. Итоги исследования назвали буквально сенсационными: то, что музыку в инструменте рождает не рука исполнителя, а мозг, который этой рукой в прямом смысле командует, было известно уже давно. А вот то, что такая работа мозга по сложности не уступает занятиям, которые принято считать более трудозатратными, например математическим вычислениям, – серьезное открытие. Кроме того, на «фотографиях» мозга видно: в моменты творчества действуют те участки, которые до этого не удавалось заставить «шевелиться» никаким другим делом. Значит, подводят итог ученые: уроки музыки или рисования, с точки зрения нейробиологии, не менее важны для развития личности, чем математика и литература. Еще одна любопытная деталь – слушая хорошую музыку, рассматривая шедевры мировой живописи, то есть потребляя произведения искусства, человек, точнее набор его нейронов, трудится не меньше, чем в моменты активного творчества, создавая сонату, или картину. Для заботливых родителей это сигнал – художественная или музыкальная школы ребенку необходимы, что называется, для общего развития. Кроме того, только попробовав игру на фортепиано или написание натюрмортов, возможно выяснить к чему именно у чада есть талант.
Но как маме, которая гитару от дудки не отличает, понять, что ее пятилетний сын – будущий Ростропович? Ответ на этот вопрос тоже есть у науки, правда другой, –
психологии. Профессор петербургского педуниверситета Елена Николаева советует ориентироваться не на мнение опытного педагога, а на самого ребенка. Тут схема простая: если отпрыску не нужна мотивация к какому-либо занятию, причем дисциплина может быть любой, значит, велика вероятность, что он одарен в этой сфере. В переводе с научного языка на язык обывателей это звучит так: гениальный поэт пишет стихи потому что хочет писать стихи.
Психологи предупреждают, талант — это лишь сырье. Гениальных взрослых во всем мире можно по пальцам пересчитать, а вот детей с уникальными способностями сотни, а возможно, и тысячи. Почему? Не нашелся педагог, который помог бы реализовать талант. Мастер-класс любому педагогу в этом вопросе дает скрипач и выдающийся теоретик истории культуры Михаил Казиник. В ученики он берет детей чуть ли не с пеленок. А чтобы им было интересно дружить с инструментом, называет скрипку веселой итальянской девочкой с тонкой талией и ямочками на щеках. В первые годы обучения его подопечные узнают, что эта девочка умеет смеяться и плакать, прыгать через скакалку, превращаться то в цыпленка, то в медведя. А робкое ко-ко-ко или грозный р-р-р-рык – это тоже музыка, как и «Лунная соната».
Вообще, после создания мощных томографов ученые как с цепи сорвались и начали засовывать в них всех подряд. Вслед за музыкантами и литераторами на фотосессию мозга отправили детей. Оказалось, к году большинство из них узнают, то есть проговаривают, но не ртом, а серым веществом, около трех сотен слов. Поэтому бабушкины присказки, мол, детка молчит, потому что «копит» знания, не так уж и далеки от истины. Результаты этого исследования – успокоительное для современных родителей. Не стоит начинать вояж по неврологам и логопедам, если в первые полтора-два года жизни дитя не читает стихи Бродского. А вот трехлетний молчун – это уже с большой долей вероятности диагноз. Или ребенку, у которого, скорее всего, «поломаны» зеркальные гены. Именно они отвечают за навык в том числе воспроизводить услышанное. Или родителям, которые попросту запустили чадо и, наверное, себя. Если к саду дитя не заговорило, самое время обратиться к специалисту. Врачи разводят руками: и голова у ребенка работает, и язык вроде не ленивый? Значит, дело в семье. Речь – это навык, и тем лучше, чем чаще ее тренируют. Общаться с ребенком по-взрослому нужно примерно с середины беременности. Именно на этом сроке у плода сформировываются органы слуха и он начинает записывать звуки на подкорку мозга. Тем, кто уже появился на свет, и подавно требуется читать книги и рассказывать стихи. В семьях, где родители много разговаривают, не обязательно с младенцем, а также между собой, дети болтают с большей охотой. Лучше запоминают слова и интонации малыши, мамы и папы которых знают не только родной язык, но и иностранный. И это, наверное, одно из важнейших открытий, сделанных благодаря все тому же томографу. Из уроков биологии мы знаем, что родители не могут с помощью генов передать ребенку свои приобретенные навыки. Сыну искусного резчика по дереву придется учиться держать в руках рубанок и стамеску, дочери профессиональной вышивальщицы нужно самостоятельно осваивать «крестик» и «гладь». Но зато, говорят ученые, мы можем передать им улучшенную версию своего мозга. Ведь любая активная мыслительная деятельность меняет структуру серого вещества, в буквальном смысле тренирует нейроны.
Лучшее, что может сделать мама для своего чада, – это сначала выбрать в качестве второй половины самого интеллектуального и талантливого парня в микрорайоне. Затем, еще задолго до зачатия ребенка, выучить английский, освоить игру на гитаре, прочитать восьмитомник Шукшина. В общем, по-максимуму накачать мышцы своего интеллекта. И это станет крепким фундаментом для развития малыша, на котором уже можно будет строить его будущее.
Фото: rupolit.net
Материал опубликован в журнале «Автограф Алтай» №11 в 2017 году.